Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 мая 2007 г. N Ф09-3800/07-С
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" (далее - общество "Оренбургэнерго") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2006 (резолютивная часть от 20.10.2006) по делу N А47-7820/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.
Общество "Оренбургэнерго" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альтерна" (далее - общество "Альтерна"), открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги (далее - общество "Российские железные дороги") об обязании общества "Альтерна" устранить допущенные нарушения, препятствующие проведению государственного кадастрового учета земельных участков, занятых под размещение опор линий электропередач по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, а именно, за свой счет привести в соответствие землеустроительные дела и документы о межевании земельных участков, принадлежащих обществу "Российские железные дороги", исключив из полосы отвода железной дороги линии электропередач, а также обязать общество "Российские железные дороги" в соответствии с новыми документами о межевании внести изменения в сведения государственного земельного кадастра в отношении принадлежащих им земельных участков путем подачи заявки в федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2006 (резолютивная часть от 20.10.2006) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Оренбургэнерго" просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами ст. 60, п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, полагая при этом, что судами первой и апелляционной инстанций не были исследованы доводы заявителя о нарушении его прав при проведении межевания земельных участков общества "Российские железные дороги".
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, общество "Оренбургэнерго" является собственником объектов недвижимого имущества - опор линий электропередач, расположенных на территории Переволоцкого района Оренбургской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.03.2002 серии 56-00 N 318741, от 30.07.2002 серии 56-00 N 319299, от 09.04.2002 серии 56-00 N 318781.
Для размещения указанных объектов обществу "Оренбургэнерго" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок (свидетельство от 01.09.1992 N 95), площадь которого была впоследствии уточнена распоряжением администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 15.01.2004 N 20-р.
Извещением от 16.11.2004 N 23/04-01-906 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" сообщило обществу "Оренбургэнерго" о приостановлении кадастрового учета земельных участков, предоставленных под размещение опор линий электропередач. Основанием для приостановления государственного кадастрового учета явилось, в частности, то обстоятельство, что границы земельных участков общества "Оренбургэнерго" пересекаются с границами земельных участков, переданных в аренду федеральному государственному унитарному предприятию "Южно-Уральская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" и обществу с ограниченной ответственностью СХП "ХИРСИ".
Поскольку обществом "Оренбургэнерго" причины, препятствующие проведению государственного кадастрового учета, в установленный в извещении срок устранены не были, решением филиала федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Переволоцкому району от 16.12.2004 N 23/04-01-1015 обществу было отказано в проведении кадастрового учета названных земельных участков.
Общество "Оренбургэнерго", полагая, что пересечение земельных участков возникло в результате того, что из полосы отвода общества "Российские железные дороги" не были исключены линии электропередач, в связи с нарушениями, допущенными при проведении межевых работ обществом "Альтерна", руководствуясь ст. 60, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 60 указанного Кодекса действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 названного Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, предметом заявленных обществом "Оренбургэнерго" требований являются: обязание общества "Альтерна" устранить допущенные им при проведении землеустроительных работ нарушения, а именно, требование привести в соответствие землеустроительные дела и документы о межевании земельных участков, принадлежащих обществу "Российские железные дороги", исключив из полосы отвода железной дороги линии электропередач, а также требование об обязании общества "Российские железные дороги" в соответствии с новыми документами о межевании внести изменения в сведения государственного земельного кадастра в отношении принадлежащих им земельных участков путем подачи заявки в федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".
В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
При этом возможность обязать правообладателя подать заявку в государственный орган, осуществляющий кадастровый учет земель, законом не предусмотрена.
При рассмотрении дела арбитражный суд в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предлагал обществу "Оренбургэнерго" уточнить предмет исковых требований исходя из положений, установленных ст. 301-306 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако истец данным правом не воспользовался.
Таким образом, поскольку действующим законодательством способ защиты прав и законных интересов, избранный обществом "Оренбургэнерго", не предусмотрен, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований
С учетом изложенного доводы общества "Оренбургэнерго", содержащиеся в кассационной жалобе, отклоняются.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2006 (резолютивная часть от 20.10.2006) по делу N А47-7820/2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества Энергетики и электрификации "Оренбургэнерго" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 60 указанного Кодекса действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 названного Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
...
В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
...
При рассмотрении дела арбитражный суд в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предлагал обществу "Оренбургэнерго" уточнить предмет исковых требований исходя из положений, установленных ст. 301-306 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако истец данным правом не воспользовался."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2007 г. N Ф09-3800/07-С
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника