Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 мая 2007 г. N Ф09-3784/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2006 по делу N А76-11816/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Пильщиков А.А. (доверенность от 09.01.2007), Лопандин В.В. (доверенность от 16.02.2007).
Представители федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" (далее - предприятие), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными требований инспекции от 29.12.2005 N 14998, от 27.01.2006 N 131, от 07.02.2006 N 1442, 1443, решений от 03.02.2006 N 103, от 22.02.2006 N 441, от 28.02.2006 N 31.
Решением от 06.12.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 46, 47, 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность указанных судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес предприятия были направления требования: 29.12.2005 N 14998 об уплате недоимки по акцизам за ноябрь 2005 г. в сумме 2831968 руб., от 27.01.2006 N 131 об уплате пеней по налогу на прибыль в сумме 18799 руб. 55 коп., от 07.02.2006 N 1442 об уплате пеней по акцизам в сумме 762083 руб. 74 коп., от 07.02.2006 N 1443 об уплате недоимки по единому налогу на вмененный доход за IV квартал 2005 г. в сумме 59488 руб., пеней в сумме 9461 руб. 97 коп., недоимки по акцизам за ноябрь, декабрь 2005 г. в сумме 4969229 руб., пеней в сумме 569952 руб. 45 коп. Поскольку требования не были исполнены, инспекцией в порядке, предусмотренном ст. 46, 47 Кодекса, приняты решения от 22.02.2006 N 441, от 28.02.2006 N 31 о взыскании недоимки и задолженности по пеням за счет денежных средств предприятия на счетах в банках, от 03.02.2006 N 103 - за счет имущества предприятия.
Полагая, что указанные ненормативные акты нарушают его права и законные интересы, предприятие обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые требования не соответствуют требованиям ст. 69 Кодекса.
Однако при рассмотрении дела судами не учтено следующее.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23, ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 75 Кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и наличие задолженности по пеням является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней, которое должно содержать сведения, указанные в п. 4 ст. 69 Кодекса.
Суды признали оспариваемые ненормативные акты инспекции недействительными по формальным основаниям, указав, что выставленные требования не соответствуют положениям п. 4 ст. 69 Кодекса, так как не позволяют установить период образования недоимки, не содержат сведений о размере и периоде образования недоимок, на которые начислены пени, периоды начисления и ставки пеней.
Формальные нарушения инспекцией положений, установленных п. 4 ст. 69 Кодекса, не могут свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика и являться основанием для признания недействительным требований об уплате налогов и пеней и решений о принудительном взыскании задолженностей. Требование об уплате налогов и пеней может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов либо недостатки в его оформлении не позволяют суду в ходе рассмотрения спора установить наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налогов и пеней.
Определением от 05.07.2006 суд первой инстанции предлагал сторонам провести сверку расчетов по оспариваемым требованиям. Акты сверки, сводные таблицы к требованиям были представлены, однако суд не дал им оценку. Также не был исследован вопрос о наличии у предприятия обязанности по уплате налогов и пеней в суммах, указанных в оспариваемых требованиях.
Таким образом, вывод судов о незаконности оспариваемых ненормативных актов не соответствует положениям ст. 15, 65, 168, 170, 200, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 23, 45, 69, 70, 75 Кодекса.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2006 по делу N А76-11816/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2007 по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Формальные нарушения инспекцией положений, установленных п. 4 ст. 69 Кодекса, не могут свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика и являться основанием для признания недействительным требований об уплате налогов и пеней и решений о принудительном взыскании задолженностей. Требование об уплате налогов и пеней может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов либо недостатки в его оформлении не позволяют суду в ходе рассмотрения спора установить наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налогов и пеней.
Определением от 05.07.2006 суд первой инстанции предлагал сторонам провести сверку расчетов по оспариваемым требованиям. Акты сверки, сводные таблицы к требованиям были представлены, однако суд не дал им оценку. Также не был исследован вопрос о наличии у предприятия обязанности по уплате налогов и пеней в суммах, указанных в оспариваемых требованиях.
Таким образом, вывод судов о незаконности оспариваемых ненормативных актов не соответствует положениям ст. 15, 65, 168, 170, 200, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 23, 45, 69, 70, 75 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 мая 2007 г. N Ф09-3784/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника