Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 мая 2007 г. N Ф09-3922/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2006 по делу N А76-4620/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Шаранова С.А. (доверенность от 04.01.2001 N 03-45/1).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росспиртпром" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными требования инспекции от 25.10.2005 N 9393, решения от 22.11.2005 N 1924; третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска.
Решением от 06.12.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 45, 46, 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес предприятия было направлено требование от 25.10.2005 N 9393 об уплате недоимки по единому социальному налогу в сумме 209755 руб., по акцизам в сумме 83950 руб., пеней по различным налогам в сумме 1126701 руб. 66 коп. Поскольку требование не было исполнено, инспекцией в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса, принято решение от 22.11.2005 N 1924 о взыскании недоимки и задолженности по пеням за счет денежных средств предприятия на счетах в банках.
Полагая, что указанные ненормативные акты нарушают его права и законные интересы, предприятие обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое требование не соответствует требованиям ст. 69 Кодекса; суд апелляционной инстанции указал также на нарушение инспекцией положений ст. 46 Кодекса.
Однако при рассмотрении дела судами не учтено следующее.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23, ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 75 Кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и наличие задолженности по пеням является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней, которое должно содержать сведения, указанные в п. 4 ст. 69 Кодекса.
Суды признали оспариваемые ненормативные акты инспекции недействительными по формальным основаниям, указав, что выставленное требование не соответствует положениям п. 4 ст. 69 Кодекса, так как не содержит сведений об основаниях возникновения сумм недоимки, расчете недоимки и пеней, датах, с которых начисляются пени, и их ставках.
Формальные нарушения инспекцией положений, установленных п. 4 ст. 69 Кодекса, не могут свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика и являться основанием для признания недействительными требования об уплате налогов и пеней и решения о принудительном взыскании задолженностей. Требование об уплате налогов и пеней может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов либо недостатки в его оформлении не позволяют суду в ходе рассмотрения спора установить наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налогов и пеней.
Определением от 23.03.2006 суд первой инстанции предлагал сторонам провести сверку расчетов. Инспекцией представлена сводная таблица к оспариваемому требованию, однако суд не дал ей оценку. Также не был исследован вопрос о наличии у предприятия обязанности по уплате налогов и пеней в суммах, включенных в указанное требование.
Таким образом, вывод судов о незаконности оспариваемых ненормативных актов не соответствует положениям ст. 15, 65, 168, 170, 200, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 23, 45, 69, 70, 75 Кодекса.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2006 по делу N А76-4620/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2007 по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Формальные нарушения инспекцией положений, установленных п. 4 ст. 69 Кодекса, не могут свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика и являться основанием для признания недействительными требования об уплате налогов и пеней и решения о принудительном взыскании задолженностей. Требование об уплате налогов и пеней может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов либо недостатки в его оформлении не позволяют суду в ходе рассмотрения спора установить наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налогов и пеней.
Определением от 23.03.2006 суд первой инстанции предлагал сторонам провести сверку расчетов. Инспекцией представлена сводная таблица к оспариваемому требованию, однако суд не дал ей оценку. Также не был исследован вопрос о наличии у предприятия обязанности по уплате налогов и пеней в суммах, включенных в указанное требование.
Таким образом, вывод судов о незаконности оспариваемых ненормативных актов не соответствует положениям ст. 15, 65, 168, 170, 200, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 23, 45, 69, 70, 75 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2007 г. N Ф09-3922/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника