Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 мая 2007 г. N Ф09-4078/07-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 марта 2008 г. N Ф09-4078/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2006 по делу N А07-19698/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Гусева О.В. (доверенность от 10.01.2007 N 001-00/40).
Представители государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Издательство "Белая река" (далее - предприятие, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и мете судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий инспекции по отказу в досрочном списании пеней и обязании произвести списание.
Решением суда от 30.10.2006 заявленные требования предприятия удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие простит оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением инспекции от 20.12.2001 N 26-ф, вынесенным на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Порядок), предприятию предоставлено право на реструктуризацию имеющейся задолженности по федеральным налогам, сборам, пеням и штрафам на общую сумму 1789000 руб.
Письмами от 12.12.2005 N 316 и от 05.04.2006 N 98 предприятие обратилось в инспекцию с заявлением о списании задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 702000 руб., пеням по налогу на имущество в сумме 254000 руб. в связи с досрочным погашением реструктурируемой задолженности (в течение 4 лет) на основании вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации.
Инспекция, сославшись на имеющуюся у предприятия недоимку по уплате текущих налоговых платежей по состоянию на 01.01.2006 в сумме 10228 руб. (в том числе по НДС налогового агента - в сумме 5943 руб., по авансовым платежам по налогу на прибыль в части федерального бюджета - в сумме 4345 руб.), в письме от 12.05.2006 N 001-14/7111 отказала налогоплательщику в списании задолженности по пеням.
Полагая, что отказ в списании указанной задолженности нарушает его права и интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из соблюдения налогоплательщиком всех предусмотренных законом условий для списания задолженности по пеням.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно п. 5 Порядка при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
Списание задолженности производится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" (далее - Правила), в силу которого списание полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение 4 лет полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с Порядком, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством.
Из материалов дела следует, что право на реструктуризацию кредиторской задолженности предоставлено предприятию с 20.12.2001, следовательно, 4-летний срок досрочного погашения задолженности, дающий право на списание задолженности по пеням и штрафам, истекает 20.12.2005.
Тем самым судам для правильного разрешения спора следовало установить, имелась ли у предприятия в 4-летний период задолженность по уплате текущих налоговых платежей, в том числе авансовых платежей, если имелась, то когда она возникла и в какие бюджеты.
Судами данные обстоятельства не выяснялись.
Вывод суда первой инстанции о том, что задолженность по авансовым платежам не является недоимкой по налогу на прибыль, ошибочен, поскольку не соответствует действующему законодательству, согласно которому авансовый платеж представляет собой способ уплаты налога. Более того, из положений Порядка и Правил следует, что авансовые платежи относятся к текущим, отсутствие задолженности по которым является одним из условий списания пеней и штрафов.
Между тем судом первой инстанции правильно отклонена ссылка налогового органа об отсутствии правовых оснований для досрочного списания пеней в связи с наличием у предприятия недоимки по НДС как налогового агента, поскольку у него имелась переплата по этому налогу.
Судами также не выяснен вопрос о правомерности требований предприятия о списании пени по налогу на имущество, поскольку из решения о реструктуризации следует, что оно принято в отношении федерального бюджета, в то время как налог на имущество является региональным. При погашении реструктурируемой задолженности перед федеральным бюджетом налогоплательщику предоставляется право на досрочное списание пеней и штрафов также только в отношении федеральных налогов и сборов.
Таким образом, судебные акты вынесены по неполно выясненным обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2006 по делу N А07-19698/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Списание задолженности производится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" (далее - Правила), в силу которого списание полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение 4 лет полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с Порядком, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством.
...
Вывод суда первой инстанции о том, что задолженность по авансовым платежам не является недоимкой по налогу на прибыль, ошибочен, поскольку не соответствует действующему законодательству, согласно которому авансовый платеж представляет собой способ уплаты налога. Более того, из положений Порядка и Правил следует, что авансовые платежи относятся к текущим, отсутствие задолженности по которым является одним из условий списания пеней и штрафов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2007 г. N Ф09-4078/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника