Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 мая 2007 г. N Ф09-3950/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.03.2007 по делу N А47-8763/06.
Представители лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Завод стеновых материалов" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 23.06.2006 N 13846.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2007 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 (акт от 02.06.2006 N 147) принято решение от 23.06.2006 N 13846 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 27952 руб. 68 коп., доначислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 139763 руб. 40 коп. и пеней в сумме 20877 руб. 16 коп.
Считая принятое инспекцией решение незаконным, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из неправомерности действий налогового органа.
Вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
В силу п. 3 ст. 346.11 и п. 1 ст. 346.14 Кодекса в рассматриваемый период общество применяло упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения которой являлись доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса расходы, которые учитываются при определении объекта налогообложения, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и доказательствами, представленными налогоплательщиком в материалы дела, подтвержден факт осуществления обществом расходов в 2003, 2004, 2005 гг. в общей сумме 2126359 руб. Иное инспекцией в нарушение требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Таким образом, вывод суда о неправомерности привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса, доначисление единого налога и пеней в связи с исключением из состава расходов затрат в сумме 2126359 руб. является законным и обоснованным.
Довод инспекции, приведенный в кассационной жалобе, о невозможности принятия судом доказательств, подтверждающих спорные расходы налогоплательщика, в связи с их непредставлением инспекции во время выездной проверки, является несостоятельным исходя из следующего.
Пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" разъяснено, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
Таким образом, непредставление документов в ходе проверки не лишает налогоплательщика возможности представить документы в суд и суд обязан принять и оценить данные документы.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 101 Кодекса неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки лишает его возможности представить письменные возражения и объяснения, что является нарушением процессуальных прав.
Согласно п. 3 указанной статьи в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В силу п. 6 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа.
Судом установлены нарушения инспекцией порядка производства по делу о налоговом правонарушении, предусмотренного ст. 101 Кодекса.
Материалами дела подтверждено, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Указанные нарушения были признаны судом достаточным основанием для признания оспариваемого решения инспекции недействительным.
Полномочий для переоценки установленных судом обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.03.2007 по делу N А47-8763/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" разъяснено, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
Таким образом, непредставление документов в ходе проверки не лишает налогоплательщика возможности представить документы в суд и суд обязан принять и оценить данные документы.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 101 Кодекса неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки лишает его возможности представить письменные возражения и объяснения, что является нарушением процессуальных прав.
Согласно п. 3 указанной статьи в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В силу п. 6 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа.
Судом установлены нарушения инспекцией порядка производства по делу о налоговом правонарушении, предусмотренного ст. 101 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 мая 2007 г. N Ф09-3950/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника