Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 31 мая 2007 г. N Ф09-3236/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2006 по делу N А60-30200/06-С10 по заявлению военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа к инспекции, третье лицо - войсковая часть 33444, о признании незаконными действий инспекции по включению войсковой части в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр).
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Чудинов А.В. (доверенность от 18.01.2007);
войсковой части 33444 - Голубцов А.А. (доверенность от 20.11.2006 N 278), Прокофьев С.Н. (доверенность от 20.11.2006 N 279);
прокурора Приволжско-Уральского военного округа - Ложкарев В.А. (доверенность от 28.02.2007 N 1607).
Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции, в котором просит признать незаконными ее действия по включению войсковой части 33444 в государственный реестр и обязать ее внести соответствующие изменения в государственный реестр, исключив из него сведения о войсковой части 33444.
Решением суда от 25.12.2006 требования заявителя удовлетворены, признаны незаконными действия инспекции по включению войсковой части 33444 в государственный реестр, суд обязал инспекцию принять меры к исключению сведений о войсковой части 33444 из государственного реестра.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что, поскольку войсковая часть была создана на основании приказа штаба Уральского военного округа в 1992 г. в период действия ст. 26 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. и обладала признаками юридического лица, ее включение в государственный реестр является правомерным, соответствующим требованиям, установленным ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В отзыве на кассационную жалобу военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа просит оставить без изменения решение суда, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что инспекцией неправомерно была произведена государственная регистрация войсковой части при отсутствии учредительных документов и на основании представленных войсковой частью сведений о юридическом лице, которые не содержали данных об организационно-правовой форме.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с директивой Генерального штаба N 312/1/093 из г. Ашгабада в г. Екатеринбург передислоцирована войсковая часть 52893, которой на основании директивы командующего войсками Уральского военного округа от 14.12.1992 N 19/078 присвоено новое условное наименование - войсковая часть 33444.
В связи с предоставлением войсковой частью 33444 в регистрирующий орган сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Закона о регистрации (форма N Р17001), в которых указано, что войсковая часть 33444 зарегистрирована 14.12.1992 в качестве юридического лица на основании директивы командующего Уральским военным округом от 14.12.1992 N 19/078, инспекцией 29.09.2003 в государственный реестр внесена запись N 1036603535506 о включении войсковой части 33444 в государственный реестр как юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, о чем выдано свидетельство серии 66 N 002520114.
Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа на основании ст. 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции по включению войсковой части 33444 в государственный реестр и обязании ее внести соответствующие изменения в государственный реестр, исключив из него сведения о войсковой части 33444, указывая на то, что Минобороны России не принимало решения о создании юридического лица - войсковой части 33444.
Суд удовлетворил заявленные требования исходя из отсутствия надлежащих доказательств регистрации войсковой части 33444 в качестве юридического лица до вступления в законную силу Закона о регистрации (до 01.07.2002), доказательств наличия типового положения о войсковой части, наделяющего ее статусом юридического лица, наличия у войсковой части признаков юридического лица, указанных в ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы суда являются правильными.
Согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Пунктом 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.
В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, действовавшим до и в период внесения инспекцией в государственный реестр соответствующей записи в отношении войсковой части, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны России относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Суд, установив, что решения о придании войсковой части 33444 статуса юридического лица Минобороны России не принимало, имущество войсковой части является федеральной собственностью, войсковая часть финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам, на момент ее регистрации войсковая часть не имела расчетного счета, не имеет учредительных документов или положения о своей деятельности, обоснованно указал на то, что войсковая часть не обладает признаками юридического лица, в связи с чем инспекция не вправе была вносить запись о ней в государственный реестр как о юридическом лице.
Довод инспекции о том, что в соответствии со ст. 26 Закона о регистрации она обязана произвести регистрацию войсковой части 33444, был предметом рассмотрения суда, и ему дана надлежащая правовая оценка. Полно и всесторонне исследовав материалы дела, суд правомерно пришел к выводу о том, что, поскольку надлежащих доказательств наличия у войсковой части статуса юридического лица до вступления в силу Закона о регистрации в регистрирующий орган не было представлено, оснований для регистрации войсковой части в качестве юридического лица в порядке, предусмотренном ст. 26 Закона о регистрации, не имелось.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2006 по делу N А60-30200/06-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, действовавшим до и в период внесения инспекцией в государственный реестр соответствующей записи в отношении войсковой части, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны России относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
...
Довод инспекции о том, что в соответствии со ст. 26 Закона о регистрации она обязана произвести регистрацию войсковой части 33444, был предметом рассмотрения суда, и ему дана надлежащая правовая оценка. Полно и всесторонне исследовав материалы дела, суд правомерно пришел к выводу о том, что, поскольку надлежащих доказательств наличия у войсковой части статуса юридического лица до вступления в силу Закона о регистрации в регистрирующий орган не было представлено, оснований для регистрации войсковой части в качестве юридического лица в порядке, предусмотренном ст. 26 Закона о регистрации, не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2007 г. N Ф09-3236/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника