Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 июня 2007 г. N Ф09-4057/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2006 (резолютивная часть от 27.12.2006) по делу N А76-31443/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Иготева А.А. (доверенность от 12.02.2007 N 3).
Представители открытого акционерного общества "Карабашский медеплавильный завод" (далее - общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным ответа инспекции от 29.09.2006 N 09-25952 об отказе в возмещении излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решением суда от 28.12.2006 (резолютивная часть от 27.12.2006) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), неприменение положений ст. 8 Кодекса.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество перечислило платежным поручением от 30.01.2006 N 1 страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, вместо страховых взносов, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии, указав ошибочно код бюджетной классификации. В связи с этим общество обратилось в инспекцию с заявлениями о зачете ошибочно уплаченных сумм страховых взносов и о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Инспекцией было отказано в зачете названных страховых взносов на том основании, что ей не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
Считая отказ инспекции в возврате (зачете) излишне уплаченных сумм страховых взносов неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая незаконным действие инспекции, выразившееся в отказе произвести возврат страховых взносов, и возлагая на нее обязанность возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы, суды исходили из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату налоговым органом подлежат и платежи во внебюджетные фонды.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 275627 руб., за возвратом которой оно обратилось в инспекцию.
Факт излишней уплаты страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.
Таким образом, предъявленные к инспекции требования общества по обязанию возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование правомерно удовлетворены судами.
Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании соответствующих норм Закона и Кодекса.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2006 (резолютивная часть от 27.12.2006) по делу N А76-31443/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
...
Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании соответствующих норм Закона и Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2007 г. N Ф09-4057/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника