Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 июня 2007 г. N Ф09-4497/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 24 "Ручеек" (далее - учреждение "Ручеек") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.12.2006 (резолютивная часть от 05.12.2006) по делу N А60-30318/06-С4 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по указанному делу.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения "Ручеек" - Краева И.А., методист (доверенность от 13.06.2007).
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - управление Роспотребнадзора по Свердловской области) и Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" (далее - учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области") о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к учреждению "Ручеек" о взыскании 7683 руб. 33 коп. расходов, связанных с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации заболеваний детей; третье лицо - учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области".
Решением суда от 07.12.2006 (резолютивная часть от 05.12.2006) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение "Ручеек", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить. По мнению заявителя, мероприятия по ликвидации заболевания носят контрольный характер, а не вызваны вспышкой инфекционных заболеваний среди детей, как это указано судами обеих инстанций. Заявитель указывает, что судами не был принят во внимание тот факт, что результаты испытаний, проведенных в учреждении "Ручеек", напротив, свидетельствуют о соблюдении ответчиком санитарных норм и исключают ответственность перед истцом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в период с 16 по 20 марта 2006 г. в учреждении "Ручеек" зафиксировано шесть случаев заболевания острой кишечной инфекцией среди детей. В связи с этим Серовским отделом управления Роспотребнадзора по Свердловской области была инициирована проверка соблюдения санитарного законодательства в учреждении "Ручеек", по результатам которой 28.03.2006 составлен акт, свидетельствующий о нарушении ответчиком санитарных норм.
Для проведения дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении "Ручеек" было привлечено учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", по итогам которых ответчику 28.03.2006 направлено предложение о возмещении 7683 руб. 33 коп. понесенных при этом расходов.
Однако оплата указанных затрат произведена не была, в связи с чем 06.04.2006 ответчику выставлен счет N 303 на ту же сумму.
Отказ ответчика от возмещения убытков послужил основанием для обращения управления Роспотребнадзора по Свердловской области с иском в суд.
Удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что со стороны учреждения "Ручеек" имело место нарушение санитарного законодательства, приведшего к вспышке инфекционных заболеваний среди детей. В связи с этим необходимость проведения дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний признана судами обоснованной, а расчет произведенных при этом затрат правильным и подтвержденным материалами дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты обеих инстанций являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в случае нарушения санитарного законодательства главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в арбитражный суд.
При этом территориальное управление организует проведение мероприятий по устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, в том числе организует и проводит расследование заболеваний (отравлений) и определяет перечень и объем необходимых для расследования мероприятий, выполняемых Центром гигиены и эпидемиологии (п. 2.1 Временного регламента взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и Федеральных государственных учреждений здравоохранения - Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей).
Из содержания п. 2.2 Временного регламента следует, что Центр гигиены и эпидемиологии принимает непосредственное участие в санитарно-эпидемиологическом расследовании случаев возникновения и распространения инфекционных и иных заболеваний людей.
Как видно из имеющегося в материалах дела акта, составленного учреждением "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" по результатам обследования, проведенного в учреждении "Ручеек", выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, в ходе проверки установлено, что часть работников не прошли медицинский осмотр, отсутствие необходимых прививок, отсутствие сведений о прохождении гигиенической подготовки и аттестации в отношении всех сотрудников и ряд других нарушений, в том числе случаи заболевания детей острой кишечной инфекцией в период с 16 по 20 марта 2006 г.
В связи с выявленными нарушениями объективно возникла необходимость в проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении "Ручеек". С указанной целью учреждением "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" были взяты пробы и проведены различного рода исследования.
К дополнительным могут быть отнесены расходы, связанные с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний, в том числе вспышек и эпидемий, пищевых и иных отравлений людей (п. 1 Положения о порядке возмещения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами дополнительно понесенных органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий).
В соответствии с п. 2 названного Положения в ходе расследования государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации заболеваний людей, зарегистрированных в установленном порядке, среди прочего определяются и затраты на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая стоимость лабораторных исследований, санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, карантинных мероприятий, дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обследования лиц, находящихся в контакте с инфекционными больными, профилактических прививок, других работ и затрат в соответствии с конкретными условиями.
Поскольку факт нарушения ответчиком норм санитарно-эпидемиологического законодательства установлен, а сумма затрат, понесенных в связи с проведением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении "Ручеек" подтверждается материалами дела, правомерен вывод судов обеих инстанций о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, допущено не было.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными, обоснованными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.12.2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по делу N А60-30318/06-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 24 "Ручеек" - без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 24 "Ручеек" в доход федерального бюджета 1000 рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Спор возник по поводу отказа детского учреждения возместить расходы, связанные с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации заболеваний детей. По мнению учреждения, указанные мероприятия носят контрольный характер, а не вызваны вспышкой инфекционных заболеваний среди детей, поэтому оно не должно возмещать соответствующие расходы. Суд федерального округа не поддержал такие доводы и, оставляя оспариваемые судебные акты без изменения, указал следующее.
Как видно из материалов дела, в детском учреждении были зафиксированы случаи заболевания острой кишечной инфекцией среди детей вследствие несоблюдения ответчиком санитарных норм. Так, было установлено, что часть работников не прошли медицинский осмотр, кроме того, отсутствовали сведения о прохождении гигиенической подготовки и аттестации в отношении всех сотрудников, а также выявлен ряд других нарушений. Эти нарушения санитарного законодательства вызвали необходимость проведения дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний, в частности, были взяты пробы и проведены различного рода исследования, что соответствует требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который предусматривает обязанность территориального управления Роспотребнадзора организовать проведение мероприятий по устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Таким образом, поскольку факт нарушения ответчиком норм санитарно-эпидемиологического законодательства установлен, а сумма затрат, понесенных в связи с проведением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний в учреждении подтверждается материалами дела, правомерен вывод судов обеих инстанций о наличии оснований для взыскания соответствующих расходов с детского учреждения.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 июня 2007 г. N Ф09-4497/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника