Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 июня 2007 г. N Ф09-4530/07-С2
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 октября 2007 г. N 12863/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Пермский моторный завод" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Пермской области от 10.01.2007 по делу N А50-18790/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Овсенов А.С. (доверенность от 01.03.2007 N 643-162/2007);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) - Лисовенко А.В. (доверенность от 09.01.2007 N 124), Нестеров К.В. (доверенность от 09.01.2007 N 6).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 27.10.2006 N 11-31/25/5061 в части доначисления по результатам выездной проверки налога на прибыль в сумме 5727871 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 16876703 руб., единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 102140 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) в сумме 17289 руб. 44 коп., соответствующих пеней и штрафов за неуплату указанных сумм.
Решением суда первой инстанции от 10.01.2007 заявление удовлетворено в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в отношении доначисления ЕСН в сумме, превышающей 66521 руб. 30 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме, превышающей 12040 руб. 86 коп., соответствующих пеней и штрафов.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления налога на прибыль за 2004-2005 гг. послужило исключение из резерва по сомнительным долгам, увеличивающим внереализационные расходы, сумм по неоплаченным счетам-фактурам, выставленным организациям - ЗАО "Искра-Авигаз" и ЗАО "Искра-Энергетика".
Суды отказали в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения налогового органа в данной части, указав на отсутствие у налогоплательщика оснований для включения рассматриваемых сумм в резерв по сомнительным долгам.
Вывод судов является правильным.
Согласно ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сомнительным долгом, включаемым в состав внереализационных расходов, признается не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией, задолженность перед налогоплательщиком.
В предмет доказывания по данному вопросу входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии фактической задолженности налогоплательщика в рамках договора, не обеспеченной залогом, поручительством, банковской гарантией.
Суды, разрешая спор по существу, установили, что сумма, исключенная инспекцией из резерва по сомнительным долгам общества, превышает реальный остаток непогашенной задолженности, отраженной в акте взаиморасчетов, т.е. фактически не является задолженностью.
По мнению налогоплательщика, суды при разрешении спора необоснованно исходили из конечного сальдо задолженности между обществом и его контрагентами, сформированного на основании акта сверки взаиморасчетов, поскольку этот документ не является платежным и не может свидетельствовать об оплате долга.
Указанные доводы налогоплательщика не могут быть приняты во внимание, поскольку, не являясь платежным документом, акт взаиморасчетов тем не менее свидетельствует о состоянии фактических расчетов между составляющими его лицами, отвечает требованиям относимости и допусти доказательств, поэтому его данные обоснованно положены в основу выводов судебных инстанций.
При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие задолженности по оплате конкретных счетов-фактур, на которую ссылается налогоплательщик, по смыслу ст. 266 Кодекса не имеет правового значения для целей формирования резерва по сомнительным долгам, оснований для принятия доводов подателя жалобы и изменения судебных актов в данной части не имеется.
Доначисление обществу НДС обусловлено тем, что налогоплательщик не восстановил сумму налога, ранее отнесенного к вычету, по товарам (работам, услугам), использованным для совершения операций, освобожденных от налогообложения (обществом был заключен договор на поставку авиационных двигателей, в связи с чем НДС по товарам (работам, услугам), используемым для производства двигателей, подлежащих реализации, заявлен к вычету, в дальнейшем в указанный контракт были внесены изменения, согласно которым предметом договора стали являться опытно-конструкторские работы, освобождаемые от налогообложения).
Отказывая в удовлетворении требований общества в части признания решения о доначислении НДС недействительным, суды указали на отсутствие ведения налогоплательщиком раздельного учета сумм налога и приняли расчет налогового органа, согласно которому к вычету отнесены суммы НДС, связанные с осуществлением операций, облагаемых налогом, исходя из общей совокупности операций, произведенных обществом в рассматриваемый период.
Общество полагает, что суды неправомерно приняли расчет налогового органа в отношении налога, подлежащего вычету, поскольку при отсутствии раздельного учета налог должен учитываться в стоимости производимых товаров (работ, услуг). Кроме того, налогоплательщик считает, что суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению в периоде отпуска товара в производство, а не в периоде, когда была осуществлена реализация произведенных товаров, как посчитали суды и налоговый орган.
Согласно п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства ведения налогоплательщиком раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), и налогоплательщиком не представлены доказательства, свидетельствующие о неправомерности произведенного налоговым органом расчета суммы НДС, подлежащей возмещению в общей совокупности произведенных затрат на производство, основания для принятия его ссылок, изложенных в жалобе, по данному вопросу отсутствуют.
Что касается периода, когда подлежит восстановлению ранее заявленный НДС, то правового значения для разрешения спора по существу это обстоятельство в данном случае не имеет.
Доначисление инспекцией ЕСН и страховых взносов за 2004-2005 гг. мотивировано тем, что налогоплательщик не включил в облагаемую базу суммы вознаграждений, выплаченных членам совета директоров общества и ревизионной комиссии.
Факт произведения выплат налогоплательщиком не оспаривается, при этом, по его мнению, получатели указанных выплат не являлись членами совета директоров, а включение в базу выплат членам ревизионной комиссии не может иметь места, поскольку она не является органом управления акционерным обществом.
Суды пришли к выводу о наличии в данном случае объекта обложения ЕСН и страховыми взносами.
Вывод судов является правильным.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В данном случае суды установили, что выплаты производились в пользу членов совета директоров. Оснований для переоценки данного вывода не имеется.
В соответствии со ст. 103 Гражданского кодекса Российской Федерации совет директоров (наблюдательный совет) является одним из органов управления акционерного общества и осуществляет общее руководство его деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
Таким образом, деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между советом директоров общества и самим обществом регулируются нормами гражданского законодательства. Эти отношения являются гражданско-правовыми.
Согласно п. 2 ст. 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
Следовательно, выплата вознаграждения членам совета директоров общества связана с выполнением ими управленческих функций. Такая деятельность подпадает под объект обложения ЕСН, предусмотренный п. 1 ст. 236 Кодекса.
Что касается выплат, произведенных в пользу членов ревизионной комиссии, то, поскольку они производились за выполнение ими договорных обязанностей, данные суммы также подлежали включению в объект налогообложения.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Кроме того, в кассационной жалобе общество ссылается на неправомерность непринятия апелляционным судом дополнений к апелляционной жалобе.
Между тем, поскольку нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат такого понятия, как дополнение к апелляционной жалобе, а исходя из текста постановления суда апелляционной инстанции видно, что доводы, содержащиеся в указанных дополнениях, фактически были предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для принятия данной ссылки общества у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермской области от 10.01.2007 по делу N А50-18790/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Пермский моторный завод" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный арбитражный суд округа подтвердил обоснованность выводов судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для доначисления налоговым органом ЕСН в отношении выплат, осуществленных членам совета директоров ОАО.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В соответствии со ст. 103 ГК РФ совет директоров (наблюдательный совет) является одним из органов управления акционерного общества и осуществляет общее руководство его деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Таким образом, деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между советом директоров общества и самим обществом регулируются нормами гражданского законодательства.
Согласно п. 2 ст. 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
Выплата вознаграждения членам совета директоров общества связана с выполнением ими управленческих функций и подпадает под объект обложения ЕСН, предусмотренный п. 1 ст. 236 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2007 г. N Ф09-4530/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника