Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 июня 2007 г. N Ф09-4244/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Верх-Исетский металлургический завод" (далее - общество "ВИЗ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.12.2006 по делу N А60-13616/2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ВИЗ" - Ходыкин Р.М. (доверенность от 20.12.2006 N 64-96), Медведева А.А. (доверенность от 01.02.2007 N 64-46);
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее - территориальное управление) - Халитулин Ф.Ф. (доверенность от 01.03.2007 N АА-1432);
федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - учреждение культуры) - Кучин М.В. (доверенность от 27.04.2007).
Общество "ВИЗ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к территориальному управлению о признании недействительным права федеральной собственности на помещения площадью 1698,1 кв.м по внутреннему обмеру, в том числе помещения второго этажа N 5, 9-30 площадью 649,6 кв.м и все помещения третьего этажа площадью 1048,5 кв.м, находящиеся в отдельно стоящем четырехэтажном здании с цоколем, литера 107, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кирова, 28/ул. Толедова, 43.
Определением суда от 18.07.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение культуры.
Определением суда от 23.08.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и культурного наследия, Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Определением суда от 18.10.2006 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве.
Решением суда от 06.12.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "ВИЗ" просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на необоснованность выводов судов об отнесении всего здания заводоуправления к памятнику культуры. По мнению истца, надстройки второго и третьего этажей не могут быть отнесены к памятнику культуры, поэтому они были включены в план приватизации как имущество, передаваемое в уставный капитал истца, и принадлежат последнему на праве собственности, следовательно, отнесение их к федеральной собственности является неправомерным. Как полагает общество "ВИЗ", судами нарушены положения ст. 68, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ими необоснованно отказано в назначении историко-культурной экспертизы, которая могла бы установить, какая часть здания относится к памятнику культуры.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что они отмене не подлежат.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе приватизации Верх-Исетского металлургического завода г. Екатеринбурга в величину уставного капитала не были включены и подлежали передаче на баланс акционерного общества на условиях охранных соглашений с Государственным научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области здания - памятники архитектуры, в том числе здание заводоуправления (часть здания ЦЗЛ). Указанное четырехэтажное здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кирова, 28/ул. Толедова, 43, включено в реестр федеральной собственности как здание, являющееся памятником культуры общероссийского значения.
Полагая, что включение в состав федерального имущества всего здания неправомерно, общество "ВИЗ" обратилось в арбитражный суд с иском об оспаривании права федеральной собственности на помещения второго этажа N 5, 9-30 площадью 649,6 кв.м и все помещения третьего этажа площадью 1048,5 кв.м При этом истец указал, что исключительно к федеральной собственности могут быть отнесены только первый и цокольный этажи, возведенные в начале 19 века по проекту архитектора Малахова и представляющие собой объект культурного наследия. Спорные помещения второго и третьего этажей возведены в 1931 и 1945 гг. для размещения Центральной заводской лаборатории, поэтому не могут быть отнесены к памятнику 19 века, следовательно, их включение в состав имущества, относящегося к федеральной собственности, нельзя признать правомерным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия федерального значения относятся памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации.
Спорное здание постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включено в список памятников культуры, подлежащих охране в качестве памятника государственного значения, как здание заводоуправления Верх-Исетского завода.
Представленный в материалы дела Паспорт памятника "Заводоуправление. Верх-Исетский металлургический завод" содержит характеристику памятника с описанием последующих перестроек 1931 и 1945 гг.
Судами установлено, что спорное здание включено в список памятников культуры, подлежащих охране, уполномоченным органом - Советом Министров РСФСР - в 1974 г., то есть когда уже существовали надстройки. Указания на то, что под охрану государства принимается лишь часть существующего здания - его цокольный и первый этаж - постановление Совета Министров от 04.12.1974 N 624 не содержит.
Как правильно указали суды, обоснованность включения спорного здания в число объектов культурного наследия не является предметом настоящего спора.
Таким образом, установив, что спорное здание является объектом исторического и культурного наследия федерального значения, а доказательств обратного истцом не представлено, суды признали обоснованным отнесение его к федеральной собственности, в связи с чем правомерно указали на невозможность его приватизации в силу ст. 44 Основ законодательства Российской Федерации о культуре.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что под охрану принята только историческая часть здания, в то время как неисторическая часть принадлежит истцу на праве собственности, отклоняется как противоречащий материалам дела. Суду не представлено доказательств того, что спорное здание было поделено на историческую и неисторическую части.
Нарушений норм материального или процессуального права судом кассационной инстанции не установлено, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законны и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.12.2006 по делу N А60-13616/2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Верх-Исетский металлургический завод" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорное здание постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включено в список памятников культуры, подлежащих охране в качестве памятника государственного значения, как здание заводоуправления Верх-Исетского завода.
...
Судами установлено, что спорное здание включено в список памятников культуры, подлежащих охране, уполномоченным органом - Советом Министров РСФСР - в 1974 г., то есть когда уже существовали надстройки. Указания на то, что под охрану государства принимается лишь часть существующего здания - его цокольный и первый этаж - постановление Совета Министров от 04.12.1974 N 624 не содержит.
Как правильно указали суды, обоснованность включения спорного здания в число объектов культурного наследия не является предметом настоящего спора.
Таким образом, установив, что спорное здание является объектом исторического и культурного наследия федерального значения, а доказательств обратного истцом не представлено, суды признали обоснованным отнесение его к федеральной собственности, в связи с чем правомерно указали на невозможность его приватизации в силу ст. 44 Основ законодательства Российской Федерации о культуре."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2007 г. N Ф09-4244/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника