Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 июня 2007 г. N Ф09-4392/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу областного государственного учреждения здравоохранения "Областная специализированная больница восстановительного лечения "Маян" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2006 по делу N А60-31764/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Кобисская Т.М. (доверенность от 28.04.2007 б/н).
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Свердловской области (далее - управление), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления учреждения от 27.04.2006 N 54 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Решением суда от 24.11.2006 (резолютивная часть от 20.11.2006) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 1.5, 2.1, 25.7, 27.1, ч. 3 ст. 26.2 Кодекса. Кроме того, по мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении проверки от 05.04.2006 N 148 управлением в период с 10.04.2006 по 14.04.2006 проведена целевая плановая проверка по соблюдению учреждением требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования.
В ходе проверки управлением установлено, что учреждением нарушены условия недропользования, являющиеся неотъемлемой частью лицензии СВЕ 00535 МЭ.
По результатам проверки управлением составлены акт проверки от 14.04.2006 N 119, протокол об административном правонарушении от 14.04.2006 N 54, выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 14.04.2006 N 119 и вынесено постановление от 27.04.2006 N 54 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдения управлением порядка привлечения учреждения к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Согласно ст. 11 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу ст. 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно п. 55, 56 Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 72, охрана месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, осуществляется в соответствии с требованиями округов горно-санитарной охраны, утвержденных в установленном порядке.
Округа горно-санитарной охраны включают первую, вторую и третью зоны.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
В п. 3, 4, 5 приложения к выданной учреждению лицензии СВЕ 000535 МЭ для недропользования установлены следующие условия: принять долевое участие в разработке проекта округа санитарной охраны Талицкого месторождения минеральных вод, который согласовать и утвердить в установленном порядке до 01.08.1997; в срок до 01.07.1997 организовать первый пояс округа санитарной охраны водозаборной скважины N 5/88-М радиусом 25 м и оборудовать его в соответствии с действующими требованиями, оборудовать скважину газоотделительным устройством; разработать в срок до 01.06.1997 и постоянно осуществлять программу мониторинга подземных вод, включающую инструментальные измерения расхода водоотбора по скважине (среднесуточные значения) и инструментальные измерения избыточного давления на устье скважины (ежедекадно).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что учреждением не ведутся инструментальные измерения величины водоотбора, не разработаны программа мониторинга подземных минеральных вод, проект округа горно-санитарной охраны Талицкого месторождения минеральных вод, не огорожена зона первого пояса вокруг скважины.
Кроме того, судами установлено нарушение учреждением условия лицензии о целевом использовании воды.
При таких обстоятельствах выводы судов о совершении учреждением административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 Кодекса, являются правомерными и основаны на материалах дела, исследованных в соответствии с требованиями, установленными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что постановление управления от 27.04.2006 N 54 вынесено неуполномоченным лицом, судом кассационной инстанции отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23.22 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 данной статьи, вправе государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующей территории.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 6 ч. 2 ст. 23.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В силу п. 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, государственный геологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, и ее территориальными органами.
Согласно подп. "з" п. 8. указанного Положения должностные лица, осуществляющие государственный геологический контроль от имени Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, одновременно по должности являются, в частности, главными и ведущими специалистами отделов государственного геологического контроля территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующих территориях.
Таким образом, государственный инспектор Тухбатова Н.Н., являясь ведущим специалистом отдела надзора в сфере недропользования управления, имела полномочия на вынесение оспариваемого учреждением постановления.
Иные доводы учреждения, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, так как по существу сводятся к переоценке выводов судов, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.11.2006 по делу N А60-31764/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного учреждения здравоохранения "Областная специализированная больница восстановительного лечения "Маян" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23.22 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 данной статьи, вправе государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующей территории.
В силу п. 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, государственный геологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, и ее территориальными органами.
Согласно подп. "з" п. 8. указанного Положения должностные лица, осуществляющие государственный геологический контроль от имени Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, одновременно по должности являются, в частности, главными и ведущими специалистами отделов государственного геологического контроля территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - государственными инспекторами по геологическому контролю на соответствующих территориях."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2007 г. N Ф09-4392/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника