Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 июля 2007 г. N Ф09-5063/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" (далее - предприятие "РЖИ полимерных материалов") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2007 по делу N А50-534/2007 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермской области (далее - Управление Роснедвижимости) - Колотыгина Г.Я. (доверенность от 11.09.2006 N 07-14), Трефилова Л.А. (доверенность от 26.12.2006 N 07-39).
Предприятие "НИИ полимерных материалов" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительной государственной кадастровой оценки земельных участков предприятия "НИИ полимерных материалов" с кадастровыми номерами 59:01:17 1 7115:0020, 59:01:17 1 7115:0021, 59:01:17 1 7115:0022, 59:01:17 1 7115:0023, 59:01:17 1 7115:0024, 59:01:17 1 7115:0025, 59:01:17 1 7115:0026, проведенной Управлением Роснедвижимости; о признании недействительными сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков, внесенных в Единый государственный земельный кадастр; об обязании Управления Роснедвижимости провести кадастровую оценку земельных участков по виду функционального использования "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, связи" с внесением изменений в Единый государственный земельный кадастр по кадастровой стоимости земли. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области, администрация г. Перми.
Решением суда от 02.03.2007 (резолютивная часть от 27.02.2007) требования предприятия "НИИ полимерных материалов" удовлетворены. Государственная кадастровая оценка земельных участков предприятия "НИИ полимерных материалов" с кадастровыми номерами 59:01:17 1 7115:0020, 59:01:17 1 7115:0021, 59:01:17 1 7115:0022, 59:01:17 1 7115:0023, 59:01:17 1 7115:0024, 59:01:17 1 7115:0025, 59:01:17 1 7115:0026, проведенная Управлением Роснедвижимости по виду функционального использования "земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения", признана недействительной. На Управление Роснедвижимости возложена обязанность провести кадастровую оценку указанных земельных участков по виду функционального использования "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, связи" с внесением изменений в Единый государственный земельный кадастр по кадастровой стоимости земли в месячный срок со дня вступления решения суда в силу.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2007 решение суда отменено. В удовлетворении требований предприятия "НИИ полимерных материалов" отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие "НИИ полимерных материалов" просит постановление суда отменить, решение суда оставить в силе. Заявитель считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора применены документы, не являющиеся нормативными актами: Методика государственной кадастровой оценки земли, утвержденная приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, Технические указания по государственной кадастровой оценке земли от 27.11.2001, направленные письмом Росземкадастра от 19.12.2001 N СС/1065. При этом судом не учтены положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земли. Заявитель полагает, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что земельные участки предприятия "НИИ полимерных материалов" подлежат отнесению к общественно-деловой зоне, потому что заявитель является научно-исследовательским институтом, противоречат п. 2 ст. 7, ст. 70, п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 35, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 4, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, указу губернатора Пермской области от 01.09.2004 N 132, решению Пермской городской Думы от 13.03.1996 N 36. Кроме того, заявитель указывает на то, что судом апелляционной инстанции не исследованы и не приняты во внимание документы, имеющиеся в материалах дела и свидетельствующие о том, что для земельных участков предприятия "НИИ полимерных материалов" вид разрешенного использования установлен "для нужд промышленности".
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роснедвижимости указывает, что с доводами предприятия "НИИ полимерных материалов" не согласен и считает их несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Управление Роснедвижимости отмечает, что согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении разрешенного использования принимается главой органа местного самоуправления. Поскольку в правоустанавливающем документе на земельные участки предприятия "НИИ полимерных материалов" - постановлении главы г. Перми от 12.05.1999 N 938 "Об утверждении решения комиссии по инвентаризации земель научно-исследовательского института полимерных материалов" указание на вид разрешенного использования отсутствует, в Единый государственный земельный кадастр была внесена запись о предоставлении таких земель "под комплекс зданий и площадки для выполнения научно-исследовательских работ". Полномочий на изменение вида разрешенного использования земель у Управления Роснедвижимости не имеется.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, постановлением главы г. Перми от 12.05.1999 N 938 предприятию "НИИ полимерных материалов" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки общей площадью 1569805 кв.м под комплекс зданий и площадки для выполнения научно-исследовательских работ за счет ранее отведенных земель.
Управлением Роснедвижимости произведена кадастровая оценка спорных земельных участков предприятия "НИИ полимерных материалов", согласно которой данные участки отнесены к землям под административно-управленческими и общественными объектами, землям предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения, то есть вид разрешенного использования "общественно-деловая зона" (графа 10 Таблица N 36 указа губернатора Пермской области от 01.09.2004 N 132 "О кадастровой стоимости земель поселений Пермской области" (далее - указ от 01.09.2004 N 132). Кадастровая стоимость 1 кв.м земли по указанному виду функционального использования составляет 856 руб. 68 коп.
Предприятие "НИИ полимерных материалов" с данной кадастровой оценкой принадлежащих ему участков не согласилось, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна определяться по графе 9 Таблицы N 36 названного указа как промышленная зона, по которой кадастровая стоимость 1 кв.м земли составляет 519 руб. 15 коп., поскольку отведенные предприятию "НИИ полимерных материалов" земельные участки используются для промышленных целей.
Поэтому предприятие "НИИ полимерных материалов" обратилось в Управление Роснедвижимости с просьбой уточнить вид функционального использования спорных земельных участков.
Управление Роснедвижимости в изменении вида функционального использования предприятию "НИИ полимерных материалов" отказало, указав, что при определении удельного показателя стоимости земельных участков оно руководствовалось указом от 01.09.2004 N 132, Методикой государственной кадастровой оценки земли, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, и Техническими указаниями к ней.
Предприятие "НИИ полимерных материалов", считая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, а кадастровая оценка принадлежащих ему земельных участков не соответствует требованиям действующего законодательства, обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предприятия "НИИ полимерных материалов", исходил из того, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Правила землепользования и застройки, предусмотренные ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в г. Перми не разработаны и не утверждены. Поскольку в соответствии с заключением Федерального агентства по промышленности спорные земельные участки отнесены к землям под промышленными объектами, а сведения о спорных земельных участках, согласованные с председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Пермской области, содержат данные о виде разрешенного использования "для нужд промышленности" (приложение к постановлению главы г. Перми от 12.05.1999 N 938), суд признал действия Управления Роснедвижимости по определению кадастровой оценки спорных земельных участков на основании неверного установления вида функционального использования земельных участков не соответствующими п. 2 ст. 7, ст. 66, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", п. 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, указу от 01.09.2004 N 132 и нарушающими права и законные интересы предприятия "НИИ полимерных материалов".
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, указав следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 названных Правил).
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, которая содержит механизм определения удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений по видам их функционального использования.
Во исполнение указа губернатора Пермской области от 20.04.2001 N 100 проведена государственная кадастровая оценка земель в Пермской области. Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений утверждены указом от 01.09.2004 N 132.
Удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений определены в 40 Таблицах, являющихся приложением к указу от 01.09.2004 N 132, по 10 видам функционального использования в разрезе оценочных зон (кадастровых кварталов).
В целях обеспечения сопоставимости результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в субъектах Российской Федерации используются Технические указания по государственной кадастровой оценке земель от 27.11.2001 (письмо Росземкадастра от 19.12.2001 N СС/1065).
Согласно приложению N 1 к названным Техническим указаниям по проведению государственной кадастровой оценки земель, занятых научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами, земли относятся к землям под административно-управленческими и общественными объектами, землям предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения.
Как следует из постановления главы г. Перми от 12.05.1999 N 938 предприятию "НИИ полимерных материалов" предоставлены земельные участки под фактическое пользование комплексом зданий и площадок для выполнения научно-исследовательских работ.
Суд указал, что земли г. Перми включены в Таблицу N 36 указа от 01.09.2004 N 132. Квартал, в котором находятся земельные участки, принадлежащие предприятию "НИИ полимерных материалов", имеет номер 17 1 7115 (строка N 739). Земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения включены в графу 10 Таблицы N 36.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований предприятия "НИИ полимерных материалов" о признании недействительной государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:17 1 7115:0020, 59:01:17 1 7115:0021, 59:01:17 1 7115:0022, 59:01:17 1 7115:0023, 59:01:17 1 7115:0024, 59:01:17 1 7115:0025, 59:01:17 1 7115:0026, о признании недействительными сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков, внесенных в Единый государственный земельный кадастр; об обязании управления Роснедвижимости провести кадастровую оценку земельных участков по виду функционального использования "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, связи" с внесением изменений в Единый государственный земельный кадастр по кадастровой стоимости земли, не имеется.
Довод заявителя о том, что Методика государственной кадастровой оценки земли, утвержденная приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, Технические указания по государственной кадастровой оценки земли от 27.11.2001, направленные письмом Росземкадастра от 19.12.2001 N СС/1065, не являются нормативными актами и потому не подлежат применению, судом кассационной инстанции отклоняются, так как данный приказ был разработан и утвержден во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и согласно заключению Минюста России от 25.11.2002 N 07/11041-ЮД в государственной регистрации не нуждается. Кроме того, изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и устанавливающие полномочия Минэкономразвития России на разработку методических указаний по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, вступили в силу с 25.04.2006, а приказ Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 прекратил действие с момента принятия приказа Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Прочие доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2007 по делу N А50-534/2007 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт полимерных материалов" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о том, что Методика государственной кадастровой оценки земли, утвержденная приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337, Технические указания по государственной кадастровой оценки земли от 27.11.2001, направленные письмом Росземкадастра от 19.12.2001 N СС/1065, не являются нормативными актами и потому не подлежат применению, судом кассационной инстанции отклоняются, так как данный приказ был разработан и утвержден во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и согласно заключению Минюста России от 25.11.2002 N 07/11041-ЮД в государственной регистрации не нуждается. Кроме того, изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и устанавливающие полномочия Минэкономразвития России на разработку методических указаний по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, вступили в силу с 25.04.2006, а приказ Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 прекратил действие с момента принятия приказа Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2007 г. N Ф09-5063/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника