Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 июля 2007 г. N Ф09-4278-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 10705/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2006 по делу N А76-13383/2006-17-350 по иску общества с ограниченной ответственностью "Челябинская региональная компания по реализации газа" (далее - общество "Челябинскрегионгаз") к Финансовому управлению Администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Управлению Федерального казначейства по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации, при участии третьих лиц: Администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Управления социальной защиты населения Администрации Еманжелинского муниципального района, Управления социальной защиты населения по Челябинской области о взыскании солидарно с Финансового управления Администрации Еманжелинского муниципального района, Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Минфина России убытков в сумме 292075 руб. 81 коп.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Челябинскрегионгаз" - Атапина О.И. (доверенность от 09.04.2007 N 561).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество "Челябинсрегионгаз" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском о взыскании с Финансового управления Администрации Еманжелинского муниципального района, Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, Минфина России убытков в сумме 292075 руб. 81 коп., связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате природного газа, предусмотренных Федеральным законом от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением суда от 28.11.2006 исковые требования удовлетворены. С Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Челябинскрегионгаз" взысканы убытки в сумме 292075 руб. 81 коп. В удовлетворении исковых требований к Финансовому управлению Администрации Еманжелинского муниципального района г. Еманжелинска, Управлению Федерального казначейства по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области отказано.
В суде апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, недоказанность оснований ответственности, необходимых и достаточных для возмещения вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственных органов. Заявитель жалобы также указывает на неприменение судами ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению Минфина России, он является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2004 г. общество "Челябинскрегионгаз", являясь поставщиком природного газа для бытовых нужд населения, предоставляло за счет собственных средств отдельным категориям граждан льготы в виде 50-процентной скидки при оплате за газ лицам, проживающим на территории Еманжелинского муниципального района Челябинской области, на основании ст. 16, 17 Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий".
За данный период истцом предоставлено льгот на сумму 528414 руб. 45 коп., возмещено за счет средств федерального бюджета - 236338 руб. 64 коп., сумма задолженности составила 292075 руб. 81 коп.
Полагая, что убытки в названной сумме в виде 50-процентной скидки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, общество "Челябинскрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции установил недостаточность средств, выделенных федеральным бюджетом в виде субвенций областному бюджету для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Таким образом, неправомерное поведение Российской Федерации в результате неисполнения ею обязательства по компенсации установленных федеральным законом льгот отдельным категориям граждан причинило обществу "Челябинскрегионгаз" убытки.
Вывод суда является правильным и соответствует материалам дела.
В силу ст. 16, 17 Федерального закона от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и совместно с ними проживающие члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законом.
Предоставление обществом "Челябинскрегионгаз" 50-процентной скидки подтверждено материалами дела (акт сверки расчетов между Управлением социальной защиты населения г. Еманжелинска и обществом "Челябинскрегионгаз" по состоянию на 01.01.2005).
Судом установлено, что в 2004 г. из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств в бюджет Челябинской области для возмещения расходов, связанных с реализацией Федерального закона от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". Выделенные денежные средства использованы соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по целевому назначению в полном объеме (отчет о финансировании расходов Финансового управления администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области, подтвержденный Министерством финансов Челябинской области).
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Российская Федерация, установив Федеральным законом от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" льготы в виде 50-процентной скидки на оплату отдельным категориям граждан природного газа, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этой льготы за счет средств федерального бюджета.
Исходя из изложенного суд правомерно взыскал за счет казны Российской Федерации убытки, причиненные в результате недостаточного возмещения расходов, понесенных обществом "Челябинскрегионгаз" в связи с предоставлением льгот соответствующей категории граждан по оплате стоимости природного газа.
Доводы Минфина России о том, что факт противоправного поведения Минфина России истцом не доказан и Минфин России не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку неисполнение Российской Федерацией обязанности по компенсации обществу "Челябинскрегионгаз" затрат по предоставлению отдельным категориям граждан льгот влечет возникновение у организации убытков, причиненных неправомерным бездействием государственного органа. При этом от имени Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти (финансовые органы).
При таких обстоятельствах в обжалуемой части решение суда является законным и обоснованным.
Все обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2006 по делу N А76-13383/2006-17-350 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Российская Федерация, установив Федеральным законом от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" льготы в виде 50-процентной скидки на оплату отдельным категориям граждан природного газа, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этой льготы за счет средств федерального бюджета.
...
Доводы Минфина России о том, что факт противоправного поведения Минфина России истцом не доказан и Минфин России не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку неисполнение Российской Федерацией обязанности по компенсации обществу "Челябинскрегионгаз" затрат по предоставлению отдельным категориям граждан льгот влечет возникновение у организации убытков, причиненных неправомерным бездействием государственного органа. При этом от имени Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти (финансовые органы)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2007 г. N Ф09-4278-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника