Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 февраля 2007 г. N А60-33482/06-С4
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2007 г.
Судья Арбитражного суда Свердловской области, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей - детский оздоровительно-образовательный лагерь "Уральские самоцветы"
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", о взыскании 50013 руб. 12 коп.
при участии в заседании:
от истца: Вострикова М.Ф., консультант, удостоверение N ТУ N 562 от 01.11.2005 г., доверенность от 27.12.2006 г.
от ответчика: Казавчинская О.Н., адвокат, удостоверение N 1078 от 13.02.2003 г., доверенность от 05.05.2006 г., Муравьева Л.А., бухгалтер, паспорт 6505 N 192270 от 31.05.2004 г., доверенность от 01.01.2007 г.
от третьего лица: Лицкевич Д.Н., паспорт 6503 N 641822 от 21.11.2002 г., доверенность от 09.01.2007 г.
установил:
Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика в пользу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" 50013 руб. 12 коп. - расходы, связанные с проведением исследований и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования и просила взыскать 50013 руб. 12 коп. в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.
Оригиналы доказательств, представленных истцом, обозрены в судебном заседании.
Представители ответчика в судебном заседании требования не признали, так как истцом не указаны, какие именно выявлены нарушения обязательных требований ответчиком в августе 2006 г., кроме того, по мнению представителей ответчика, предъявленная к взысканию сумма документально не подтверждена.
Представитель третьего лица указал, что считает исковые требования подлежащими удовлетворению, поддержав доводы иска.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из доводов иска, 19 июля 2006 г. в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей - детский оздоровительно-образовательный лагерь "Уральские самоцветы" на территории лагеря у отдыхающих детей была выявлена инфекция неустановленной этиологии. Указанный факт подтверждается списками экстренных извещений за период с 01.07.2006 г. по 30.07.2006 г., представленными истцом, и не оспаривался лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 52 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. в целях устранения причин и условий массового возникновения инфекционных заболеваний Территориальным отделом в Октябрьском районе и в Кировском районе г. Екатеринбурга ТУ Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской были организованы проверки соблюдения санитарного законодательства ответчиком.
По результатам проверки Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательного лагерь "Уральские самоцветы" должностными лицами Территориального отдела в Октябрьском районе и в Кировском районе г. Екатеринбурга ТУ Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской были 20.07.2006 г. составлен Акт, который был подписан в том числе директором ответчика.
Из указанного акта следует, что ответчиком нарушены нормы санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности: система канализации находится в неисправном состоянии, при дежурстве в столовой дети допускаются к раздаче готовой пищи, не обеспечены требования к устройству, оборудованию, инвентарю, посуде; условия хранения продуктов не соответствуют требованиям санитарных правил; не согласовано с ТО ТУ Роспотребнадзора 10-дневное меню; меню-раскладка составлена не на основании примерного 10-дневного меню; кулинарная обработка продуктов проводится не в соответствии с утвержденной нормативно-технической документацией; мытье столовой посуды проводится в моечной машине не в соответствии с инструкциями по эксплуатации; замена ветоши на чистую не проводится после каждого мытья производственных столов, ветошь хранится в растворе моющего средства; в оздоровительном учреждении не организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, не все работники учреждения прошли предварительный медицинский осмотр и вакцинацию; работники оздоровительного учреждения не в полном объеме прошли гигиеническую подготовку; персонал пищеблока во время работы носит серьги, браслеты, цепочки, медперсонал не осуществляет ежедневный контроль за соблюдением санитарных правил и норм; 20.07. не обеспечено проведение заключительной дезинфекции после изоляции больных силами отдела дезинфекции; несвоевременно и не в полном объеме проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия; не обеспечено соблюдение правил регистрации, учета инфекционных заболеваний; в организации допущено наличие грызунов в складе сухих продуктов; температура горячей воды в точках разбора ниже 65 градусов; потолки производственного помещения холодного цеха имеют отстающую слоями побелку; в производственных цехах не проводится ежедневная уборка с применением дезинфицирующих средств.
В этом же акте содержатся и сведения о том, что по состоянию на 19.07.2006 г. зарегистрировано 11 случаев заболевания детей острой кишечной инфекцией.
Согласно Предписанию о проведении экспертизы от 02.08.2006 г. N 1997 Заместителем главного государственного санитарного врача по Свердловской области в Октябрьском районе и Кировском районе г. Екатеринбурга в отношении ответчика назначено обследование с испытаниями.
При проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий по ликвидации заболеваний детей специалистами ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" было отобрано и проведено исследований: 16 проб воды, 29 проб пищевых продуктов, 46 проб материала на стерильность.
Так, в материалы дела представлены Протоколы испытаний N 5084-5088 от 16.08.2006 г., N 3590-3592д от 26.07.2006 г., N 3593-3597д от 26.07.2006 г., N 2040д от 26.07.2006 г., N 2046д от 26.07.2006 г. N 2047д от 26.07.2006 г., N 2561д от 03.08.2006 г., N 2562д от 03.08.2006 г., N 2920д от 16.08.2006 г., N 5519-5521 от 28.08.2006 г., N 5081-5083д от 16.08.2006 г., N 3700-3715д от 26.07.2006 г., N 3605,3608-3614 от 26.07.2006 г., N 3615д от 27.07.2006 г., а также Акты отбора воды, почвы, снега от 11.08.2006 г., N 24 от 19.07.2006 г., N 81 от 17.08.2006 г., Акт отбора смывов с объектов внешней среды, материала на стерильность, лекарственных форм N 24 от 19.07.2006 г., N 464 от 02.08.2006 г., N 70 от 11.08.2006 г., Акты отбора проб продовольственного сырья, пищевых продуктов от 11.08.2006 г. N 70, от 19.07.2006 г., от 19.07.2006 г., N 24 от 19.07.2006 г.
В связи с проведением указанных мероприятий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" МОУ ДОД "Уральские самоцветы" был выставлен счет на предоплату N 4370 от 01.09.2006 г. на сумму 50013 руб. 12 коп.
Истцом представлены тарифы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области". Стоимость оказанных услуг проверена в судебном заседании.
Территориальное управление Роспотребнадзора по Свердловской области направило ответчику "Предложение о возмещении дополнительно понесенных расходов на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний, массовых неинфенкционных заболеваний (отравлений)" от 09.08.2006 г., в котором содержалось соответствующее предложение о возмещении расходов в сумме 50013 руб. 12 коп.
Суд находит, что указанные действия соответствуют действующему законодательству, а понесенные расходы подлежат возмещению за счет ответчика в связи со следующим.
В соответствии со ст. 46 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации; территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов- главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
Согласно статье 47.1 названного Закона финансовое обеспечение федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет в том числе средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Подпунктами 2, 8 пункта 1 статьи 51 названного Закона предусмотрено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, вносить предложения индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.
Пунктом 1 Положения о порядке возмещения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами дополнительно понесенных органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения от 24.12.1999 г. N 452, предусмотрено, что к дополнительным могут быть отнесены расходы, связанные с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний, в том числе вспышек и эпидемий, пищевых и иных отравлений людей.
В соответствии с пунктом 2 названного Положения заболевания людей, зарегистрированные в установленном порядке, подлежат расследованию в учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, в ходе которого определяются затраты на проведение санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая стоимость лабораторных исследований, санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, карантинных мероприятий, дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обследования лиц, находящихся в контакте с инфекционными больными, профилактических прививок, других работ и затрат в соответствии с конкретными условиями.
Согласно пунктам 3, 4 Положения на основании материалов проведенного расследования заболеваний людей и расчетов дополнительных расходов главный государственный санитарный врач соответствующей территории готовит предложение о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Положением дополнительные расходы санитарно-профилактических учреждений, связанные с ликвидацией последствий нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, возмещаются гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возмещения - в установленном порядке.
В соответствии с Временным регламентом взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.10.2005 г. N 751, Территориальное управление получает информацию о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления, а также организует, контролирует и принимает участие в проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 2.1 Временного регламента).
Территориальное управление организует проведение мероприятий по устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека: организует и проводит расследование заболеваний (отравлений); определяет перечень и объем необходимых для расследования мероприятий, выполняемых Центром гигиены и эпидемиологии, осуществляет контроль за их исполнением; принимает решения по результатам расследования; представляет внеочередные донесения в Роспотребнадзор и органы исполнительной власти в соответствии с установленным порядком (пункт 2.1); кроме того, поручает (при необходимости) Центру гигиены и эпидемиологии проведение обследований, лабораторных и инструментальных исследований и измерений для составления санитарно-гигиенических характеристик условий труда (пункт 2.1.2.1).
Пунктом 2.2 названного Временного регламента предусмотрено, что Центр гигиены и эпидемиологии принимает участие в выявлении и установлении причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека.
Совместным Приказом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области и Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" от 12.07.2005 г. N 01-05/113/01-06/97 утверждено Положение "О порядке возмещения расходов", которое определяет порядок возмещения расходов, произведенных ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" (его филиалами) за проведение исследований (испытаний) и экспертиз, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых по поручению ТУ Роспотребнадзора по Свердловской области при проведении плановых и внеплановых мероприятий.
В соответствии пунктом 4.1. названного Положения в затраты на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий включается стоимость: санитарно-эпидемиологических экспертиз; обследований; исследований; испытаний; токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, экспертных заключений; лабораторных обследований лиц, командировочных, транспортных и иных дополнительных расходов.
Пунктом 5.3. названного приказа предусмотрено, что при отказе от добровольного возмещения ТУ Роспотребнадзора по Свердловской области обращается с исковым заявлением в Арбитражный суд о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, не позднее 3 лет с момента возникновения права на предъявление требования о возмещении расходов. В соответствии с пунктом 6.1. приказа взысканные средства переводятся на лицевой счет ФГУЗ, проводившего исследования (испытания) и экспертизы, санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.
Из вышеуказанных нормативных актов следует, что истец правомерно обратился в суд с настоящим иском. Поскольку расходы, связанные с проведением исследований (испытаний) и экспертиз, санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий подтверждены документально, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Возражения ответчика относительно того, что в результате проведенных исследований не во всех случаях выявлены нарушения санитарных правил и норм, судом отклоняются, поскольку указанные расходы понесены в связи с проведением исследований, вызванных вспышкой инфекционных заболеваний в МОУ ДОД "Уральские самоцветы" и обнаружении в указанном учреждении нарушений требований санитарного законодательства, которые зафиксированы в Акте от 20.07.2006 г.
Расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей - детский оздоровительно-образовательный лагерь "Уральские самоцветы" в пользу Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области 50013 руб. 12 коп. - основной долг.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей - детский оздоровительно-образовательный лагерь "Уральские самоцветы" в доход федерального бюджета РФ в возмещение расходов по госпошлине 2000 руб. 93 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2007 г. N А60-33482/06-С4
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника