Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 4 мая 2007 г. N А60-3240/07-С5
Резолютивная часть решения принята 04 мая 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 04 мая 2007 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Свердловской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Свердловская железная дорога третье лицо: Территориальное агентство по управлению федеральным имуществом о признании недействительным права и решений регистрирующего органа. при участии в судебном заседании: от заявителя - Шульга Т.П., удостоверение 123917 от заинтересованного лица - УФРС по СО: Телегина Н.В., доверенность N 08-16/223 от 25.12.2006, ОАО "РЖД" Вед. юрисконсульт Блинова Т.А., дов. от 22.12.2006
От третьего лица - не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие.
Сторонам разъяснены процессуальные права. Отводов суду не заявлено. Прокурор Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области по государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на здание общежития, расположенное в г. Екатеринбурге, пер. Выездной, 8а, площадью 1731,1 кв.м. и записи о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости от 10.03.05.
Определением от 15.03.07 рассмотрение дела отложено, заявителю предложено уточнить заявленные требования.
Определением от 03.04.07 к участию в деле в процессуальном статусе третьего лица на стороне заявителя привлечено Территориальное агентство по управлению федеральным имуществом.
Определением от 19.04.07 на основании ходатайства заявителя изменен процессуальный статус ОАО "Российские железные дороги" на процессуальный статус ответчика, рассмотрение дела отложено.
В судебном заседании 19.04.07 представитель заявителя уточнил предмет требований и просит суд признать недействительным зарегистрированное право собственности за ОАО "Российские железные дороги" на объект недвижимости - здание общежития по пер Выездной, 8а в г. Екатеринбурге общей площадью 1731,1 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0206017:65:401:001:003480850:0001:10000; признать незаконными действия Управления ФРС по Свердловской области по регистрации за ОАО "РЖД" права собственности на указанный объект недвижимости; признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области от 10.03.05 о государственной регистрации права собственности за ОАО "Российские железные дороги" на объект недвижимости - здание общежития по пер Выездной, 8а в г.Екатеринбурге общей площадью 1731,1 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0206017:65:401:001:003480850:0001:10000 и обязать ГУ ФРС по Свердловской области аннулировать запись о регистрации права собственности на указанное здание общежития.
Ответчик ОАО "РЖД" иск не признал и пояснил, что здание общежития правомерно внесено в уставный капитал общества в соответствии со ст. 43 ФЗ N 178 от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст.ст. 3,6 29-ФЗ от 27.02.2003, кроме того, полагает, что права государства, в интересах которого прокурор обратился, не нарушены, поскольку приватизацию осуществлял государственный орган - МИО РФ, во исполнение постановления Правительства РФ N 585 от 18.09.2003, а также заявил о пропуске срока для защиты нарушенного права.
Ответчик ФРС по СО иск не признал и пояснил, что регистрация проведена правомерно, представленный пакет документов был подвергнут правовой экспертизе, и также поддерживает доводы, указанные ОАО "РЖД".
Представитель ТУ ФАУФИ свое отношение к заявленным требованиям не выразил.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, участвующих в деле, суд установил:
На основании постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", сводного передаточного акта и акта приема-передачи зданий и сооружений на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" от 30.09.2003, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ, Министерства путей сообщения РФ 30.09.2003 за N 4557-р/6-р/884р внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе права собственности ОАО "РЖД" на здание общежития по адресу: г. Екатеринбург, пер. Выездной, 8а с кадастровым (условным) номером 66:41:0206017:0017: 65:401:001:003480850:0001:10000.
Полагая, что регистрирующим органом не была проведена правовая экспертиза документов, сводный передаточный акт не содержит идентификации объекта, сделка совершена в нарушение ст. 30 ФЗ N 178 от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", Прокурор Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным зарегистрированного права собственности за ОАО "Российские железные дороги" на объект недвижимости - здание общежития по пер. Выездной, 8а в г. Екатеринбурге общей площадью 1731,1 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0206017:65:401:001:003480850:0001:10000; признании незаконными действий Управления ФРС по Свердловской области по регистрации за ОАО "РЖД" права собственности на указанный объект недвижимости; признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области от 10.03.05 о государственной регистрации права собственности за ОАО "Российские железные дороги" на объект недвижимости - здание общежития по пер. Выездной, 8а в г. Екатеринбурге общей площадью 1731,1 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0206017:65:401:001:003480850:0001:10000 и обязать ГУ ФРС по Свердловской области аннулировать запись о регистрации права собственности на указанное здание общежития.
Согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на момент регистрации права собственности на спорное здание, являлось Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, административным правопреемником которого является Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пунктом 9 Примерного положения предусмотрено, что регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав и проверку законности сделок, в целях выявления их соответствия законодательству Российской Федерации, выявление оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Как следует из материалов регистрационного дела (стр. 1 "пакет документов"), экспертом Барышевой Т.В. проведена экспертиза, дано положительное заключение: "подлежит государственной регистрации", о чем сделана отмена на пакете документов.
Таким образом, нарушений в порядке проведения регистрационных действий суд не усмотрел.
Не подтвержден материалами дела довод прокурора об отсутствии в сводном передаточном акте сведений, идентифицирующих спорный объект. Неотъемлемой частью сводного передаточного акта является передаточный акт от 30.09.2003, оформленный филиалами ОАО "Российское железные дороги", отражающий имущество, включенное в уставный капитал общества, в том числе и спорный объект (позиция N 95, инвентарный номер 510279).
Довод прокурора о недействительности сделки приватизации в части включения в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" здания общежития также не подтвержден действующим законодательством.
Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" дано понятие жилищному фонду как совокупности всех жилых помещений независимо от форм собственности, к объектам жилищного фонда отнесены и общежития.
По общему правилу объекты жилищного фонда не подлежат включению в уставный капитал обществ при приватизации, так согласно ч. 1 ст. 30 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.
Между тем, в п. 15 ст. 43 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержится следующее исключение: при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также при приватизации имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не применяются положения пункта 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, для ОАО "Российское железные дороги" установлено исключение, разрешающее приватизацию объектов жилищного фонда, в том числе и общежитий.
Ссылка прокурора на ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", которой предусмотрено, что отношения, возникающие при приватизации государственного имущества, не распространяются на отношения, возникающие при отчуждении государственного жилищного фонда, в данном случае неуместна, поскольку названная норма носит общий характер, в то время как разрешающая норма является специальной и именно она подлежит применению.
Кроме того, из анализа ст. 198 АПК РФ следует, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании действий должностных лиц незаконными обладают: граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, заявляя требования по данному делу, выступает в интересах материального истца: Российской Федерации в лице органа, уполномоченного по распоряжению федеральным имуществом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации. Между тем, распоряжение о приватизации ОАО "Российские железные дороги" от 08.04.2004 года N 1499-р/110а/Т-92р принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 585 от 18.09.2003, доказательств нарушения прав материального истца прокурором не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Согласно ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. По смыслу названной статьи закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама по себе запись о регистрации. Поэтому ответчиком по такому требованию является также правообладатель зарегистрированного права, привлеченный к участию в настоящем деле.
Судом не установлены и основания для оспаривания зарегистрированного права. Так, в судебном заседании представитель заявителя пояснил, что правоустанавливающие документы в рамках настоящего дела не оспариваются. Государственные органы, уполномоченные представлять интересы Российской Федерации, в имущественных правоотношениях требований о признании за федерацией права собственности не заявляют.
Учитывая изложенное, заявленные требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 206 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 мая 2007 г. N А60-3240/07-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника