Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 мая 2007 г. N А60-6997/07-С5
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2007 года
Полный текст решения изготовлен 16 мая 2007 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе, судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения Чукреевская средняя общеобразовательная школа к Территориальному отделу в Тавдинском районе, Таборинском и Туринском районах управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности при участии: от заявителя: Майорова Л.П. - директор, приказ N 51/2-л от 31.08.2005, паспорт 65 00 725974 от 05.04. 2001; от заинтересованного лица: Сыса О.Н.- представитель по доверенности от 15.01.2007 N 05-28/28, паспорт 6503 227 290.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права.
Отвода суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
МОУ Чукреевская средняя общеобразовательная школа (далее - заявитель) просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Тавдинском районе, Таборинском и Туринском районах от 27.02.2007 N 79, которым МОУ Чукреевская средняя общеобразовательная школа привлечено к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб. В обоснование своих доводов заявитель указал на отсутствие состава правонарушения в его действиях.
Территориальный отдел в Тавдинском районе, Таборинском и Туринском районе управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) представил отзыв, требования заявителя не признал, полагая, что оспариваемым постановлением заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд установил:
На основании распоряжения N 03-24/178 от 16.02.2007 Территориальным отделом в Тавдинском районе, Таборинском и Туринском районах управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении МОУ Чукреевская средняя общеобразовательная школа, находящегося по адресу: Свердловская область, Туринский городской округ, село Чукреевское, улица Трактористов, 2, по вопросу соблюдения требований санитарного законодательства.
По результатам контрольной проверки составлены акт от 19.02.2007 по результатам мероприятий по контролю и протокол об административном правонарушении от 19.02.2007. Данными документами установлено, что в 2006 году в МОУ Чукреевской СОШ (дошкольном отделении) не осуществляется производственный контроль за условиями пребывания детей, а также не проводились лабораторные и инструментальные исследования.
По мнению заинтересованного лица указанные факты являются нарушением п.п.1, 2 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.5.1, 2.4.2 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля".
На основании указанных акта и протокола об административном правонарушении вынесено постановление о назначении административного наказания от 27.02.2007 N 79, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.
По мнению суда, заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и соответствующие обязанности юридических лиц определены санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий" СП 1.1.1058-01 (далее - СП 1.1.1058-01), утвержденных постановлением Минздрава России от 13.07.2001 N 18. Из п.п. 1.5, 2.1 СП 1.1.1058-01 следует, что юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Пунктом 2.5 СП 1.1.1058-01 установлено, что номенклатура, объем, периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания и результатов лабораторных исследований и испытаний, выполняемых центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в рамках осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Пунктами 1.5.1, 2.4.2 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие санитарных правил - СП 1.1.1058-01" предусмотрено соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор, юридические лица обязаны в том числе: осуществлять производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять (организацию) лабораторных исследований и испытаний.
Согласно частям 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения (пп.1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено материалами дела, в 2006 в МОУ Чукреевской СОШ (дошкольном отделении) в нарушение п. 1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не проводился производственный контроль за условиями пребывания и обучения детей в соответствии с программой производственного контроля, также в учреждении не проводились лабораторные и инструментальные исследования.
Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, причиной непроведения производственного контроля в 2006 году в дошкольном отделении школы явилось финансирование учреждения из бюджета в размере, недостаточном для осуществления мероприятий в том объеме, проведение которого требует Роспотребнадзор.
Утвержденная и выделенная из бюджета сумма была израсходована полностью и строго по целевому назначению: на замеры искусственной освещенности, обследование электромагнитных полей и исследование смывов, что подтверждается протоколами N 222 ДФ-288 от 17.02.2006, N 922 12 от 06.10.2006.
Программа производственного контроля заявителя принята, утверждена директором и согласована с главным санитарным врачом ЦГСЭН. Указанной программой, в том числе утверждена необходимость проведения таких исследований, как: бактериологический анализ воды, бактериологический анализ готовой пищи, проверка соответствия мебели росту учащихся, исследование воздуха на содержание паров ртути, измерение уровней шума, измерение уровня вибрации, исследование ионизирующего излучения, измерение в воздухе пыли.
Вместе с тем в 2006 году производственная программа заявителем выполнена частично из-за недостаточного финансирования.
Суд полагает, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не доказана вина заявителя во вменяемом ему правонарушении.
Довод заинтересованного лица о том, что вина заявителя состоит в том, что заявитель при формировании сметы расходов на 2006 год не предусмотрел необходимую сумму, установленную программой производственного контроля, судом не принимается, так как согласно программе по приведению образовательных учреждений МО Туринский район в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами финансирование на проведение производственного контроля в МОУ Чукреевская СОШ в 2006 году установлено в размере 8000 рублей (тогда как была запрошена сумма 15000 руб.); при этом МОУ Чукреевская СОШ является муниципальным предприятием, финансируемым из местного бюджета и не имеющим иных средств существования.
Таким образом, вина в действиях МОУ Чукреевская СОШ отсутствует.
Кроме того, указанное нарушение, как видно из оспариваемого постановления, квалифицировано заинтересованным лицом по ст. 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, по мнению суда, государственным органом неправильно квалифицировано административное правонарушение, поскольку, учитывая особую значимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований применительно к условиям воспитания и обучения детей, т.е. к той части населения, которая неспособна самостоятельно осуществлять и защищать свои права, Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена особая ответственность за несоблюдение установленных правил и норм в данной сфере, что может угрожать жизни и здоровью, в связи с чем законодателем в отношении детских, школьных учреждений установлена специальная норма - статья 6.7 Кодекса, которая предусматривает, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, детские дошкольные и школьные образовательные учреждения должны не только осуществлять процесс воспитания и обучения, но и создавать условия для надлежащего проведения данного процесса, соблюдать установленные правила и нормативы, и несоблюдение этих требований влечет ответственность, предусмотренную ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку суду не предоставлено право переквалификации правонарушения, требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 79 от 27.02.2007 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Требования муниципального общеобразовательного учреждения Чукреевской средней общеобразовательной школы удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление главного государственного санитарного врача по Тавдинскому району, Таборинскому району и Туринскому районам Свердловской области от 27.02.2007 г. N 79 о привлечении муниципального общеобразовательного учреждения Чукреевской средней общеобразовательной школы к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд, принявший решение.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 мая 2007 г. N А60-6997/07-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника