Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 мая 2007 Г. N А60-8396/2007-С5
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2007 Г.
В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2007 Г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по ПЖСК "Святогор" к Администрации Г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В судебном заседании участвовали: от заявителя: А.В. Никитин, представитель, доверенность от 17.05.2007 г., паспорт 65 00 783937.
Судом разъяснены процессуальные права. Отвода судье не заявлено. От заинтересованного лица поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации города Екатеринбурга, а также о согласии на рассмотрение дела по существу в судебном заседании 18.05.2007 г. Других заявлений и ходатайств не поступило.
Потребительский жилищно-строительный кооператив "Святогор" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Екатеринбурга в предоставлении земельного участка площадью 5869,84 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Окраинная, с кадастровым номером 66:41:05 04 008:0029, под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первых этажах и подземной парковкой, что выражено в письме Администрации от 06.03.2007 г. N 21-08/1481. Заявитель считает этот отказ незаконным, поскольку ранее в установленном порядке была проведена процедура выбора земельного участка и его кадастровый учет, кроме того, предварительно согласовано размещение на земельном участке указанного строительного объекта, в связи с чем у кооператива возникло право на получение земельного участка под строительство.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве подтверждает проведение процедуры предоставления земельного участка для строительства, вместе с тем ссылается на выемку документов в отношении земельного участка заявителя Главным управлением МВД России по УрФО, что является препятствием для принятия итогового решения.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
Потребительский жилищно-строительный кооператив "Святогор" 18.08.2005 г. обратился в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями социально-культурного назначения и подземной парковкой по улице Окраинная в городе Екатеринбурге; данное заявление 30.09.2005 г. было рассмотрено городской комиссией по землеотводам и обществу выдано разрешительное письмо от 30.09.2005 г. на сбор технических условий подключения объекта капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения.
В период с октября 2005 года по ноябрь 2006 года кооператив осуществил сбор технических условий и заключений об условиях освоения земельного участка, которые предоставлены в Администрацию города Екатеринбурга, кроме того, в установленном порядке был произведен выбор земельного участка.
На основании данных документов постановлением Главы города Екатеринбурга от 21.11.2006 г. N 2140 утвержден проект границ и акт о выборе земельного участка, расположенного в городе Екатеринбурге на улице Окраинной, площадью 5869,84 кв.м. и ПЖСК "Святогор" было предварительно согласовано место размещения строительного объекта (жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной парковкой) на данном земельном участке; последствии на местности были установлены границы выбранного земельного участка и он поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером 66:41:05 04:008:0029, т.е. земельный участок сформирован в установленном порядке.
27.02.2007 г. ПЖСК "Святогор" обратился в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство и заключении договора аренды на указанный земельный участок, однако письмом от 06.03.2007 г. N 21-08/1481 заявителю был дан ответ об отказе в предоставлении земельного участка в связи с выемкой документов, сформированных на основании заявки общества о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставление земельных участков для строительства установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов или без предварительного согласования.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по данному заявлению обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, после чего исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления земельных участков, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Вместе с тем, с 01.03.2007 г. изменен порядок предоставления земельных участков для строительства и в соответствии с положениями пункта 2 статьи 30, пунктов 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением установленных случаев.
При этом, согласно пункту 15 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Из указанных положений следует, что земельное законодательство не содержит запрета на принятие уполномоченным органом после 1 марта 2007 г. решения о предоставлении земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; напротив, законом предусмотрен порядок предоставления земельных участков без проведения аукциона в отношении тех земель, процедура предоставления которых для целей строительства начата до указанной даты.
Вместе с тем, при возникновении спора вопрос о способе предоставления земельных участков, процесс оформления которых начался до 1 октября 2005 года, и по которым до этой даты не было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом имеющих значение для разрешения данного спора обстоятельств дела.
По смыслу приведенных выше норм земельного законодательства, правоотношения по предоставлению земли для целей строительства возникают на основании сложного юридического состава, включающего выбор земельного участка, предварительное согласование размещения на нем объекта, принятие решения о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды.
Как следует из материалов дела, по заявлению ПЖСК "Святогор" городская комиссия по землеотводам 30.09.2005 г., т.е. до изменения порядка предоставления земельных участков для строительства, приняла решение о предварительном согласовании места размещения объекта, и на основании данного решения обществу выдано разрешительное письмо от 30.09.2005 г. на сбор технических условий, утвержденное заместителем главы города Екатеринбурга.
Таким образом, фактически обществу было согласовано предварительное место размещение объекта на спорном земельном участке, а принятием постановления от 21.11.2006 г. N 2140 об утверждении проекта границ и акта выбора участка по существу подтверждено завершение первой стадии процедуры предоставления земельного участка под строительство, поскольку этот ненормативный акт закрепляет обязанность оформления правового режима использования земельного участка в соответствии с положениями действующего Земельного кодекса Российской Федерации.
В дальнейшем обществом в установленном порядке выполнены все мероприятия, предусмотренные ст. 30 ЗК РФ, в том числе получены технические условия и согласования, а также произведены работы по формированию земельного участка и его кадастровому учету, т.е. завершены все остальные процедуры, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка.
Это свидетельствует о завершении процесса накопления юридических фактов, направленных на формирование земельных правоотношений, которые между сторонами возникли до вступления в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу чего ее положения не подлежат применению при предоставлении земельного участка под строительство.
Кроме того, с заявлением о предоставлении земельного участка общество обратилось в феврале 2007 года, т.е. не позже установленного трехлетнего срока с момента предварительного согласования, в связи с чем право заявителя на истребуемый земельный участок подлежит реализации в ранее действующем порядке, то есть без проведения торгов.
По этой причине у Администрации города Екатеринбурга возникла обязанность по предоставлению земельного участка под строительство и заключению с заявителем договора аренды этого земельного участка.
Суд не принимает довод Администрации о невозможности принятия решения о предоставлении земельного участка в связи с изъятием комплекта документов по данному земельному участку правоохранительными органами, поскольку законодательство не содержит такого основания для отказа в предоставлении земли; других же оснований заинтересованным лицом не приведено. Кроме того, Администрацией не представлено каких-либо доказательств того, что данное обстоятельство является препятствием для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, если такой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказ Администрации в предоставлении земельного участка нарушает права и законные интересы ПЖСК "Святогор", которое понесло значительные затраты в связи с освоением земельного участка для строительства жилого дома, кроме того, отказ в предоставлении является препятствием для дальнейшего использования земельного участка, сформированного для целей строительства на этом участке объекта общества - жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и парковкой, размещение которых также было согласовано в установленном порядке. Напротив, в деле отсутствуют документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов конкретных субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности предоставлением обществу спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах непредставление заявителю земельного участка, по отношению которого выполнены все необходимые процедуры, позволяющие осуществить строительство социально-значимого объекта - жилого дома, не отвечает такому принципу земельного законодательства как целевое использование земли при разумном сочетании интересов всего общества и каждого гражданина (статья 1 Земельного Кодекса Российской Федерации).
При определении способа устранения допущенных нарушений суд исходит из того, что в соответствии со ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства должно быть принято в двухнедельный срок с момента обращения лица с соответствующим заявлением. Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 182 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления подлежат немедленному исполнению, суд полагает необходимым обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения заявителя в указанный срок, т.е. в течение двух недель с момента вынесения решения суда.
Руководствуясь статьями 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования потребительского жилищно-строительного кооператива "Святогор" удовлетворить полностью.
Признать незаконным отказ Администрации города Екатеринбурга в предоставлении ПЖСК "Святогор" земельного участка из земель поселений площадью 5869,84 кв.м., расположенном в городе Екатеринбурге по улице Окраинная, с кадастровым номером 66:41:05 04:008:0029, под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной парковкой, выраженный в письме Главархитектуры Администрации города Екатеринбурга от 06.03.2007 г. N 21-08/14881 как не соответствующий Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Обязать Администрацию города Екатеринбурга в срок до 04.06.2007 г. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении потребительскому жилищно-строительному кооперативу "Святогор" в аренду земельного участка площадью 5869,84 кв.м. с кадастровым номером 66:41:05 04:008:0029, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Окраинная, под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной парковкой.
Взыскать с Администрации города Екатеринбурга в пользу ПЖСК "Святогор" госпошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2007 г. N А60-8396/2007-С5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника