Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 7 мая 2007 г. N А60-1799/2007-С7
Резолютивная часть решения объявлена 7 мая 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 7 мая 2007 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Федерального государственного учреждения "Исовский лесхоз" к УАТ сельсовета Косья третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Рубикон-2000" о взыскании 172169 руб. 72 коп. при участии в судебном заседании от истца: Малютин П.Г., представитель по доверенности от 04.05.2007 г. от ответчика: не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. от третьего лица: не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом.
ФГУ "Исовский лесхоз" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к УАТ сельсовета Косья, третье лицо: ООО "Рубикон-2000" о взыскании 172169 руб. 72 коп. неустойки за нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, допущенные при заготовлении древесины по лесорубочному билету N 6 от 29.07.2006 г. в квартале 149 д24 Косьинского лесничества. Указанные нарушения подтверждены представленным в материалы дела актом освидетельствования мест рубок от 16.10.2006 г.
Ответчик, возражая против предъявленных исковых требований, указал, что УАТ сельсовета Косья и ООО "Рубикон-2000" заключили муниципальный контракт от 27.06.2005 г. на рубку леса.
В подтверждение своих возражений ответчик представил в материалы дела муниципальный контракт от 27.06.2005 г., заключенный между УАТ сельсовета Косья и ООО "Рубикон-2000", постановление Главы Администрации МО "Нижнетуринский район", выписку из протокола N 17 от 28.06.2005 г., распоряжение Главы Администрации МО "Нижнетуринский район" N 264 от 29.06.2005 г. и др.
Ссылаясь на указанные документы, ответчик указал, что ответственность за выявленные нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, выявленные по результатам освидетельствования мест рубок 16.10.2006 г., должно нести ООО "Рубикон-2000", которое, по утверждению истца, непосредственно осуществляло лесозаготовительную деятельность по лесорубочному билету N 6 от 29.07.2006 г. в квартале 149 д24 Косьинского лесничества.
Поскольку суду необходимо установить лицо, осуществлявшее лесозаготовительную деятельность по лесорубочному билету N 6 от 29.07.2006 г. в квартале 149 д24 Косьинского лесничества, суд счел необходимым в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, ООО "Рубикон2000".
Истец в подтверждение своих исковых требований представил в настоящее судебное заседание перечетные ведомости (подлинные перечетные ведомости представлены на обозрение суда, копии переданы в материалы дела).
ООО "Рубикон-2000" в настоящее судебное заседание представило отзыв, в котором считает заявленные исковые требования необоснованными, а также, ссылаясь на п. 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, указывает, что не может нести ответственность в виде взыскания неустойки за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
Спор разрешен в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил:
ФГУ "Исовский лесхоз" просит взыскать с УАТ сельсовета Косья третье лицо: ООО "Рубикон-2000" о взыскании 172169 руб. 72 коп. неустойки за допущенные нарушения при лесозаготовке по лесорубочному билету N 6 от 29.07.2006 г. в квартале 149 д24 Косьинского лесничества.
Указанные лесонарушения зафиксированы в акте освидетельствования мест рубок от 16.10.2006 г.
По лесорубочному билету N 6 от 29.07.2006 г. была произведена рубка деревьев в квартале 149 д24 Косьинского лесничества.
При этом ответчик, указал, что УАТ сельсовета Косья был заключен муниципальный контракт от 27.06.2005 г. на рубку леса с ООО "Рубикон-2000", что подтверждается представленными в материалы дела муниципальным контрактом от 27.06.2005 г., заключенным между УАТ сельсовета Косья и ООО "Рубикон-2000", постановлением Главы Администрации МО "Нижнетуринский район", выпиской из протокола N 17 от 28.06.2005 г., распоряжением Главы Администрации МО "Нижнетуринский район" N 264 от 29.06.2005 г. и др.
Ссылаясь на указанные документы, ответчик указал, что ответственность за выявленные нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, выявленные по результатам освидетельствования мест рубок 16.10.2006 г., должно нести ООО "Рубикон-2000", которое, по утверждению истца, непосредственно осуществляло лесозаготовительную деятельность по лесорубочному билету N 6 от 29.07.2006 г. в квартале 149 д24 Косьинского лесничества.
ООО "Рубикон-2000", возражая против доводов ответчика, указало, что права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд Обществу с ограниченной ответственностью "Рубикон2000" ФГУ "Исовский лесхоз" не предоставлялись, в связи с чем, общество не является лесопользователем.
Также, ООО "Рубикон-2000" указало, что не является и организацией, ведущей лесное хозяйство в соответствии со ст. 54 Лесного кодекса Российской Федерации.
Между тем согласно п. 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, неустойка может быть взыскана только с лесопользователей, лесхозов и других организаций, ведущих лесное хозяйство.
В соответствии со ст. 17 Лесного кодекса Российской Федерации, лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым представлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Согласно ст. 42 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществление лесопользования допускается только на основании правоустанавливающего документа в форме лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Порядок возникновения прав пользования участками лесного фонда предусмотрен ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесопользователь вправе только с согласия собственника передать право пользования земельным участком лесного фонда лицу, не являющемуся его правопреемником. Кроме того, получив согласие собственника, необходимо внести соответствующие изменения в договор, лесорубочный билет, только с этого момента начинается срок права лесопользования у нового лесопользователя.
Исключительными обстоятельствами, являющимися основанием для переоформления права лесопользования без согласия собственника, являются вступление в наследство, прямое правопреемство юридических лиц (ст. 24 ЛК РФ).
Таким образом, статьей 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приобретения права пользования участком лесного фонда.
29 июля 2005 года ФГУ "Исовской лесхоз" выдало лесорубочный билет N 6 на рубку растущей древесины в квартале 149 д24 Косьинского лесхоза именно УАТ сельсовета Косья.
Доказательств того, что права по лесорубочному билету N 6 от 29.07.2006 г. были переданы от УАТ сельсовета Косья ООО "Рубикон-2000", ответчиком в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не предоставлены.
Таким образом, применительно к требованиям норм Лесного кодекса Российской Федерации в данном случае лесопользователем является именно УАТ сельсовета Косья, которому был выдан лесорубочный билет N 6 на рубку растущей древесины в квартале 149 д24 Косьинского лесхоза.
В связи с этим подлежит отклонению довод ответчика о том, что поскольку ООО "Рубикон-2000" непосредственно осуществляло лесозаготовительную деятельность по лесорубочному билету N 6 от 29.07.2006 г. в квартале 149 д24 Косьинского лесничества, оно и должно нести ответственность за выявленные при освидетельствовании лесонарушения.
Из вышеизложенного следует, что на основании ст.ст. 17, 42, 80 Лесного кодекса Российской Федерации надлежащим лесопользователем является ответчик, а не третье лицо.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации к обязанности лесопользователя при осуществлении ими лесопользования в том числе отнесено соблюдение условий лесорубочного билета.
Кроме того, в соответствии с п. 55 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (в ред. пост. Правительства РФ от 24.09.2002 N 700) именно лесопользователь, принявший лесосеки, обеспечивает их охрану и выполнение всех обязательств, предусмотренных правилами.
Согласно п. 62 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 (в ред. пост. Правительства РФ от 24.09.2002 N 700) лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований настоящих Правил. После окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев.
16 октября 2006 г. работниками лесхоза было проведено освидетельствование мест рубок, по результатам которого были установлены нарушения лесохозяйственных требований при производстве вырубки леса, а именно: оставление недорубов, неудовлетворительная очистка, рубка за пределами лесосеки.
По результатам освидетельствования работниками лесничества, проводившими проверку, был составлен акт освидетельствования мест рубок от 16.10.2006 г.
Освидетельствование мест рубок проведено в соответствии с установленными правилами, в отсутствие представителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения освидетельствования.
Факт надлежащего извещения ответчика подтверждается представленной в материалы дела распиской в получении извещения о явке на освидетельствование мест рубок N 18 от 11.10.2006 г., подписанной со стороны ответчика Ахметзяновой Н.Ю. и скрепленной печатью ответчика. Данная расписка содержит указание на номер и дату лесорубочного билета, на время проведения освидетельствования мест рубок.
В связи с этим судом отклоняется довод третьего лица о том, что порядок освидетельствования ФГУ "Исовской лесхоз" был нарушен, доказательств того, что лесопользователь был извещен о проведении освидетельствования, лесхозом не представлено, акт освидетельствования представителем УАТ сельсовета Косья не подписан.
ООО "Рубикон-2000" также заявило о том, что истец в нарушение п.п. 64, 65 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, устанавливающих при окончании срока действия лесорубочного билета в бесснежный период лесхоз обязан в 20-дневный срок произвести освидетельствование мест рубок освидетельствование мест рубок по истечении практически 50-ти дней после окончания срока лесорубочного билета.
Данный довод ответчика подлежит отклонению судом, поскольку установленный п.п. 64, 65 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации срок проведения освидетельствования мест рубок не является пресекательным.
Кроме того, факт нарушения ответчиком Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации, и объемы данных нарушений подтверждаются представленными в материалы дела перечетными ведомостями.
Возмещение вреда, причиненного лесным правонарушением, производится на основании соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации и лесного законодательства.
В статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены общие основания ответственности за причинение вреда.
Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По выявленным нарушениям истцом начислена неустойка, предусмотренная Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 г. (в ред. пост. Правительства РФ от 24.09.2002 N 700).
Размер неустойки начисляется по действующим ставкам, а также размерам затрат на момент освидетельствования мест рубок и выявленных нарушений.
Согласно расчету истца, правильность которого проверена в судебном заседании, общая сумма неустойки по акту составила 172169 руб. 72 коп.
Направленная в адрес ответчика претензия N 136 от 31.10.2006 г. (факт направления претензии в адрес ответчика подтверждается представленной в материалы дела почтовой квитанцией от 31.10.2006 г. и ответчиком не оспаривается), последним оставлена без ответа, неустойка не погашена.
Поскольку на момент предъявления иска ответчик в добровольном порядке неустойку не оплатил, истец правомерно, в соответствии с п. 66 Правил отпуска древесины на корню обратился с иском в суд о взыскании неустойки в сумме 172169 руб. 72 коп. в принудительном порядке.
Учитывая, что факт нарушения лесохозяйственных требований при осуществлении заготовки древесины имеет место, сумма неустойки в размере 172169 руб. 72 коп. подтверждена материалами дела, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 19.12.2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2007 году, формируются за счет федеральных налогов, сборов и неналоговых доходов - в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иных неналоговых доходов - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год".
Согласно приложению 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год" суммы денежных взысканий (неустоек) за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации подлежат зачислению в федеральный бюджет в размере 100 процентов (код бюджетной классификации 1690010010000140).
Таким образом, сумма неустойки подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины в силу пп. 1. п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации на основании ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Взыскать с УАТ сельсовета Косья (624239 Свердловская область, г. Нижняя Тура, п. Косья, ул. Ленина, 46) в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 1690010010000140 неустойку в сумме 172169 руб. 72 коп.
Взыскать с УАТ сельсовета Косья (624239 Свердловская область, г. Нижняя Тура, п. Косья, ул. Ленина, 46) в доход федерального бюджета 4943 руб. 39 коп. государственной пошлины по иску.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17ааs.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasui.arbitr.ru "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 мая 2007 г. N А60-1799/2007-С7
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника