Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 мая 2007 г. N А60-7794/2007-С06
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 16 мая 2007 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора г. Полевского Свердловской области к Открытому акционерному обществу "Полевское" о привлечении к административной ответственности при участии в судебном заседании: от заявителя - Е.Н. Кокоулина, пом. прокурора, удостоверение N 130671; от заинтересованного лица - А.С. Санников, главный бухгалтер, доверенность от 21.03.2007 N 19.
В ходе судебного заседания объявлен перерыв до 16.05.2007 до 12 часов 00 минут. По окончании перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Заявлений, ходатайств в судебном заседании не представлено.
Заявитель просит привлечь Открытое акционерное общество "Полевское" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, возражает против заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
07.03.2007 Прокуратурой г. Полевского Свердловской области на основании материалов проверки, проведенной Полевской ветеринарной станцией по борьбе с болезнями животных в феврале-марте 2007 года, выявлен факт нарушения Открытым акционерным обществом "Полевское" законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. По мнению Прокурора, обществом без специального разрешения (лицензии) осуществлялась подлежащая лицензированию предпринимательская деятельность по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции как собственного производства, так и производства третьих лиц.
13.04.2007 и.о. Прокурора г. Полевского Свердловской области вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое направлено в арбитражный суд вместе с материалами проверки и заявлением о привлечении ОАО "Полевское" к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, содержится в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В силу п.п. 74 п. 1 названной нормы лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Учитывая изложенное, ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление юридическим лицом деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов как самостоятельной, осуществляемой на свой страх и риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от данного вида деятельности.
ОАО "Полевское" согласно Уставу занимается производством, переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции (продукции животноводства).
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что от осуществляемого вида деятельности образуются отходы (павшие животные, навоз, отходы животных жиров и т.п.). Для утилизации отходов обществом с 2004 года используются две рабочие биотермические ямы, расположенные на окраине г. Полевского и села Косой брод (согласно ветеринарно- санитарной карточке на биотермические ямы, выданной Главным государственным ветеринарным инспектором г. Полевского Свердловской области).
Из смысла ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности - по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, тогда как из материалов дела видно, что отходы образуются как результат производственной деятельности общества, предпринимательской деятельностью общества сбор, транспортировка, утилизация отходов не является, прибыли от такой деятельности заинтересованное лицо не получает. Иного из материалов дела не следует.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Обязанность по доказыванию события правонарушения и виновности лица в его совершении возложена ст. 1.5 названного Кодекса на административный орган.
Привлечение к административной ответственности за осуществление в отсутствие лицензии деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, возможно только при условии, что административным органом доказан факт отнесения отходов юридического лица к категории опасных и факт осуществления лицом самостоятельного вида указанной предпринимательской деятельности.
Представленные заявителем материалы проверки (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.04.2007, рапорт от 12.04.2007, письмо областного государственного учреждения Полевская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных N 8 от 07.03.2007, объяснение директора общества Дульцева А.В., письмо общества от 12.04.2007, договор аренды земельного участка от 25.01.2007, кадастровый план земельного участка, санитарно-ветеринарная карточка на биотермические ямы) не содержат данных о том, что на момент проверки обществом осуществлялась предпринимательская деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Не имеется и документов, подтверждающих, что отходы от производственной деятельности общества являются опасными, и к какому классу опасности в соответствии с классификационным каталогом они отнесены; паспорта на опасные отходы у общества не проверялись. Объяснения директора, из которых следует, что в процессе деятельности, которую осуществляет общество, образуются, в том числе, и опасные отходы, сами по себе, в отсутствие подтверждающих документов, не могут быть приняты судом.
Учитывая, что сама по себе деятельность общества, в процессе которой образуются отходы, не подлежит лицензированию, самостоятельного вида предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, общество не осуществляет, наличие опасных отходов у заинтересованного лица заявителем не доказано, оснований для привлечения ОАО "Полевское" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанцией можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17ааs.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 мая 2007 г. N А60-7794/2007-С06
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника