Определение Арбитражного суда Свердловской области
от 7 мая 2007 г. N А60-13905/2006-С11
См. дополнительную информацию к настоящему определению
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в открытом судебном заседании в рамках дела о признании должника - государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство Красноуфимской селекционной станции" (далее по тексту - ГУП ОПХ "Красноуфимской селекционной станции") несостоятельным (банкротом) заявление - Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 1344419 руб. 84 коп. и об установлении требования в размере 109667 руб. при участии в заседании: от заявителя: представители Абдульманов М.Т. по доверенности от 27.11.2006 г., Хайдарова А.Э. по доверенности от 27.11.2006 г.; конкурсный управляющий Гутарина М.Р.;
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда и ходатайств не заявлено.
Решением от 30.10.2007 г. ГУП ОПХ "Красноуфимской селекционной станции" признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства и утверждением конкурсным управляющим Главиной Марины Рудольфовны.
Уполномоченным органом заявлены требования о включении в реестр требовании кредиторов должника задолженности по обязательным платежам и взносам в размере 1344419 руб. 84 коп. и об установлении требования в размере недоимки по обязательным платежам в сумме 109667 руб.
Конкурсный управляющий требование признал в полном объеме.
Заслушав представителей заявителя, конкурсного управляющего, исследовав представленные доказательства, суд установил.
На основании Постановления Правительства РФ N 257 от 29 мая 2004 г. налоговым органам предоставлено право обеспечивать интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства.
В соответствие с п. 1 ст. 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве юридических лиц, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 65 АПК РФ на уполномоченном органе лежит процессуальная обязанность доказывания обоснованности заявленного требования посредством представления суду надлежащих доказательств свидетельствующих об основаниях возникновения заявленной задолженности по налогам и сборам, обоснованности заявленных сумм недоимки по каждому виду налога и сбора, обоснованности начисления пени и заявленных ко включению в реестр требований кредиторов сумм финансовых санкций.
В соответствие со ст. 44 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) в ее соотношении со ст. 19 НК РФ юридическое лицо несет установленную законом обязанность по уплате налогов и сборов.
В силу требований ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
При исследовании представленных суду письменных документов и расчетов уполномоченного органа по видам налогов и сборов установлено нижеследующие.
Из содержания заявления следует, что уполномоченным органом заявлено требование о включении в состав третьей очереди реестра требований кредиторов задолженности по единому социальному налогу за 2004 г., 2005 г. в размере недоимки - 1200182 руб. и 144237 руб. пени.
В соответствие со ст. 44 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) в ее соотношении со ст. 19 НК РФ юридическое лицо несет установленную законом обязанность по уплате налогов и сборов.
В силу требований ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
При этом в силу требований п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
Из разъяснений, отраженных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве":
п. 19 - при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения Постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
п. 21 - в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве последствием введения наблюдения является допустимость заявления требований по обязательным платежам, срок уплаты которых наступил на дату введения наблюдения, только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику.
Поскольку с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения недоимка по налогам не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном НК РФ, то, соответственно, выставление должнику требования об уплате налога не является необходимым условием для установления и включения в реестр требований кредиторов требований по налогам, заявляемых уполномоченным органом в деле о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве.
В рассматриваемом случае суду необходимо устанавливать, не истек ли на момент обращения уполномоченного органа в суд срок давности взыскания налогов в судебном порядке, складывающийся при невыставлении требования из совокупности следующих сроков: срока, установленного статьей 70 НК РФ на предъявление требования об уплате налогов, срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств (пункт 3 статьи 46 НК РФ) и срока на обращение в суд с требованием о взыскании указанной задолженности за счет иного имущества организации (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
При этом как следует из п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. - при проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.
В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Кроме того, согласно п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. судам при рассмотрении заявления уполномоченного органа об установлении требований по обязательным платежам необходимо иметь в виду, что непринятие налоговым органом решения о взыскании задолженности по налогам за счет имущества должника (при условии, что находящееся на исполнении у банка инкассовое поручение было выставлено в установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок на бесспорное взыскание) не может рассматриваться как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из вышеизложенных оснований, при проверке обоснованности заявленного уполномоченным органом требования судом установлено нижеследующее.
Обязанность уплаты единого социального налога установлена главой 24 НК РФ.
В силу ст. 240 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Таким образом, является обоснованной сумма заявленного требования по единому социальному налогу за 2004-2005 г.г. в сумме недоимки 1200182 руб.
Обоснованность данного требования подтверждена налоговыми актом камеральной проверки и решением N 12-44 от 03.11.2006 г.
Соблюдение порядка и срока принудительного взыскания задолженности подтверждено требованиями об уплате N 33976 от 07.11.2006 г., решением о взыскании задолженности за счет денежных средств N 1453 от 14.11.2006 г. с инкассовым распоряжением NN 6859, 6860 от 14.11.2006 г.
Помимо суммы недоимки уполномоченный орган ссылается на наличие задолженности по начисленной на сумму недоимки законной неустойке в виде пени в размере 144237 руб.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Размер начисленной пени и соблюдение принудительного порядка ее взыскания подтвержден представленными доказательствами (требование об уплате пени, решения о взыскании задолженности (в том числе по начисленной и заявленной пени) за счет денежных средств, инкассовыми распоряжениями, решениями о взыскании задолженности (в том числе по начисленной и заявленной пени) за счет имущества должника, и не оспаривается должником.
В связи с чем суд, признает обоснованной сумму начисленной законной неустойки в виде пени в размере 144237 руб.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (абзац 2-3) состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Исходя из вышеизложенных оснований и при исследованности в судебном заседании обстоятельств в отношении неисполненной должником обязанности по уплате налогов и сборов по основанию ст. 71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" суд признает установленными требования ФНС РФ и в силу ст.ст. 134 -137 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" подлежащими включение в реестр требований кредиторов на основании настоящего судебного акта в состав третьей очереди с учетом применения судом установленных Налоговым кодексом РФ пресекательных сроков (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ) и соблюдения налоговым органом порядка принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням (ст.ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ) по единому социальному налогу в размере недоимки 1200182 руб. и пени в размере 144237 руб.
Уполномоченным органом также заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника, в качестве требований удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, задолженности по следующим видан налогов и сборов:
По транспортному налогу с организаций за 2006 г. в размере недоимки 60337 руб.
По земельному налогу за 2006 г. в размере недоимки 49330 руб.
Таким образом, заявитель ссылается на наличие задолженности по транспортному налогу и земельному налогу, возникшей после признания должника несостоятельным (банкротом), т.е. после 29.01.2007 г.
Размер требования в указанной сумме подтвержден представленными уполномоченным органом документами (декларациями за 2006 г., требованием об уплате налога N 233 от 27.02.2007 г.) и признан в полном объеме конкурсным управляющим.
Заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) подано в арбитражный суд 02.06.2006 г.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнении которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
В связи с изложенным, заявленная к установлению уполномоченным органом задолженность как возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом и введения процедуры конкурсного производства является текущей.
Из пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" следует.
Требование об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Исходя из вышеизложенных оснований и при исследованности в судебном заседании обстоятельств в отношении неисполненной должником обязанности по уплате налогов и сборов по основанию ст. 100 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" суд признает установленными требования ФНС РФ и в силу п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" подлежащими включению в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, на основании настоящего судебного по следующим видам налогов (сборов).
По земельному налогу за 2006 г. в сумме 49330 руб.
По транспортному налогу за 2006 г. в сумме 60337 руб.
Таким образом, общая сумма подлежащей установлению задолженности уполномоченного составляет 109667 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 5, 100, 134-137, 142 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд определил:
1. Признать обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство Красноуфимской селекционной станции" в состав третьей очереди требования Федеральной налоговой службы России в размере 1344419 руб. 84 коп., где 1200182 руб. - недоимка и 144237 руб. - законная неустойка в виде пени.
2. Признать обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов государственного унитарного предприятия "Опытно-производственное хозяйство Красноуфимской селекционной станции" в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, требования Федеральной налоговой службы России в размере недоимки по налогам и сборам в размере 109667 руб.
3. Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 7 мая 2007 г. N А60-13905/2006-С11
Текст определения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника