Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 апреля 2007 г. N А60-2217/07-С8
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2007 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе: судьи при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бриллиантовая рука" к инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным ненормативного правового акта при участии в судебном заседании третьего лица: Управления по налоговым преступлениям Главного управления внутренних дел по Свердловской области при участии в судебном заседании от заявителя: Кочетов В.В., представитель по доверенности от 01.12.2006 г. N б/н, от заинтересованного лица: Бердинских Н.В., представитель по доверенности от 09.04.2007 г. N 09-09/1, Рудакова Ю.С., представитель по доверенности от 29.12.2006 г. N 09-09, от третьего лица: Савиных О.В., представитель по доверенности от 11.04.2007 г. N 11/2467.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду, заявлений и ходатайств не поступило.
В судебном заседании 11.04.2007 г. объявлен перерыв до 16.04.2007 г.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Общество с ограниченной ответственностью "Бриллиантовая рука" (далее - Заявитель) просит признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее - Заинтересованное лицо) о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.12.2006 г. N 06-170.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица отзыв не представило.
Возражения заинтересованного лица поддержало.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
На основании решения заинтересованного лица от 10.07.2007 г. N 06-170 проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам соблюдения последним налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 04.12.2003 г. по июль 2006 г., единому социальному налогу (далее - ЕСН) за период с 04.12.2003 г. по 31.12.2005 г., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - Страховые взносы) за периоде 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г.
Результаты выездной проверки оформлены актом от 16.10.2006 г. N 06-170.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки заинтересованным лицом принято решение от 08.12.2006 г. N 06-170 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неправомерное неудержание и неперечисление НДФЛ в виде штрафа в размере 20% от суммы неудержанного и неперечисленного налога - 112116 рублей 40 коп., по п. 3 ст. 122 Кодекса за неуплату или неполную уплату ЕСН в результате умышленного занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы - 203573 рубля 20 коп, по п. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за умышленную неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 40% от неуплаченной суммы страховых взносов - 235321 рубль 40 коп., а также заявителю предложено перечислить в срок, указанный в требовании, суммы налоговых санкций, ЕСН в сумме 508933 рубля, страховые взносы в сумме 588303 рубля 50 коп., пени за неправомерное неудержание (неполное удержание) и неперечисление НДФЛ в сумме 114970 рублей 20 коп., пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 2679 рублей 91 коп., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 101234 рубля 28 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в 117363 рубля 60 коп., удержать с работников и перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 560582 рубля, а при невозможности удержания представить сведения по форме 2-НДФЛ.
Основанием для привлечения заявителя к налоговой ответственности, доначисления налогов, страховых взносов, а также соответствующих сумм пени послужило то, что работники заявителя получали как официальную, указанную в ведомости, так и неофициальную заработную плату.
Данные обстоятельства выявлены в ходе проведения опроса сотрудниками органов внутренних дел работающих и бывших работников заявителя.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Оспаривая решение, заявитель ссылается на недоказанность факта налогового правонарушения и нарушение порядка опроса свидетелей.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 209 Кодекса объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 6 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В соответствии со ст. 123 Кодекса неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Все опрошенные свидетели факт выплаты неофициальной заработной платы подтвердили.
Трудовые договоры в большинстве случаев расторгнуты по инициативе работников. Доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о сговоре опрошенных лиц с целью причинения заявителю каких-либо негативных последствий или их неприязненного отношения к администрации заявителя, в материалы дела заявителем не представлено.
Суд учитывает также тот факт, что в результате данных показаний у работников возникла подтвержденная обязанность по уплате НДФЛ в бюджет за счет собственных средств.
Кроме того, в материалы дела представлены служебные записки, косвенно подтверждающие ведение "двойной" бухгалтерии.
Например, согласно приказа от 01.10.2005 г. N 19 Бобков Р.А. принят на работу с окладом 720 рублей. В форме 1-НДФЛ отражены помесячные доходы в сумме от 828 до 1150 рублей. Согласно служебной записке Бобков Р.А. получал 15000 рублей, что подтверждается и его объяснениями.
Аналогичная ситуация по Крылову А.В., согласно приказа о приеме на работу от 01.09.2005 г. установлен оклад 1000 рублей, в индивидуальной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) за 2005 г. отражены помесячные доходы в сумме 1150 рублей. Согласно служебной записке Крылов А.В. получал 15000 рублей, что подтверждается и его объяснениями.
Ссылка заявителя о незаконности решения заинтересованного лица в части нарушения порядка опроса свидетелей судом отклоняется, поскольку согласно п. 3 ст. 82 Кодекса налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 36 Кодекса при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Исходя из положений указанных статей использование в материалах выездной проверки объяснений работников, данных сотрудникам внутренних дел, не противоречит налоговому законодательству.
Ссылка заявителя о незаконности решения заинтересованного лица в части возложения на заявителя обязанности удержать с работников и перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 560582 рубля судом отклоняется, т.к. в решении указано, что в случае невозможности удержания налога заявителю следует представить сведения по форме 2-НДФЛ в течение 30 дней с даты вынесения решения.
Доказательств того, что НДФЛ взыскивается заинтересованным лицом с заявителя во внесудебном порядке последним не представлено.
Согласно ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 226 Кодекса обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов.
Согласно ст. 75 Кодекса пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Исходя из положений указанных статей, пени за неуплату в бюджет НДФЛ начислены заявителю правомерно.
Привлечение к ответственности за неуплату страховых взносов и доначисление страховых взносов произведены заинтересованным лицом при выполнении контрольных мероприятий за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что соответствует положениям п. 1 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Суд полагает, что заинтересованным лицом правомерно установлен умысел заявителя на совершение налогового правонарушения. Выплачивая сотрудникам заработную плату без отражения в документах бухгалтерской и налоговой отчетности, заявитель не мог не осознавать противоправный характер своих действий, направленный на уклонение от исполнения обязанности по уплате налогов.
Сумма пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в размере 2679 рублей 91 коп. заявителем не оспаривается.
Однако при доначислении сумм налогов и страховых взносов заинтересованным лицом неправильно рассчитаны суммы доходов граждан отраженные в их объяснениях, данных сотрудникам внутренних дел, в связи с чем требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Суд полагает, что решение заинтересованного лица подлежит признанию недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового Кодекса Российской Федерации за неправомерное неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 20% от суммы неудержанного и неперечисленного налога - 22193 рубля 20 коп., по п. 3 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату единого социального налога в результате умышленного занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы - 41482 рубля 10 коп, по п. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за умышленную неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 40% от неуплаченной суммы страховых взносов - 41228 рублей 32 коп., доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 110966 рублей, единого социального налога в сумме 103705 рублей 23 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 103071 рубля 43 коп., начисления пени за неправомерное неудержание (неполное удержание и неперечисления налога на доходы физических лиц в сумме 22553 рубля 08 коп., за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 20409 рублей 94 коп., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 20618 рублей 28 коп.
В порядке распределения судебных расходов с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 17, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования общества с ограниченной ответственностью "Бриллиантовая рука" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.12.2006 г. N 06-170 в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового Кодекса Российской Федерации за неправомерное неудержание и неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 20% от суммы неудержанного и неперечисленного налога - 22193 рубля 20 коп., по п. 3 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату единого социального налога в результате умышленного занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы - 41482 рубля 10 коп, по п. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за умышленную неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 40% от неуплаченной суммы страховых взносов - 41228 рублей 32 коп., доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 110966 рублей, единого социального налога в сумме 103705 рублей 23 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 103071 рубля 43 коп., начисления пени за неправомерное неудержание (неполное удержание и неперечисления налога на доходы физических лиц в сумме 22553рубля 08коп., за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 20409 рублей 94 коп., за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 20618 рублей 28 коп.
2. Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бриллиантовая рука" государственную пошлину в размере 400 рублей.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 апреля 2007 г. N А60-2217/07-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника