Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 апреля 2010 г. N Ф09-2159/10-С1 по делу N А50-22897/2009
Дело N А50-22897/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2009 по делу N А50-22897/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители управления - Трутнева Е.П. (доверенность от 11.01.2009 N 9), Рудаков В.Ю. (доверенность от 11.01.2009 N 11).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Администрация г. Перми (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения управления от 27.05.2009 и предписания от 27.05.2009 по делу N 227-09-а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура г. Перми (далее - прокуратура) и общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания "Город-Строй" (далее - общество).
Решением суда от 27.10.2009 (судья Мухитова Е.М.) заявление администрации удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 (судьи Осипова С.П., Щеклеина Л.Ю., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о том, что вынесенные антимонопольным органом решение и предписание являются незаконными.
Как следует из материалов дела, на основании обращения прокуратуры о проведении проверки законности оформления земельного участка в собственность общества управлением проведена проверка деятельности администрации на предмет предоставления льгот и преимуществ минуя установленную законом процедуру.
По результатам проверки управлением принято решение от 27.05.2009 N 227-09-а, которым администрация признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон). Названное нарушение выразилось в незаконном предоставлении обществу возможности приобретения земельного участка расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д. 14/ ул. Ивановская, д. 31, с кадастровым номером 59:01:4311078:2 из земель населенных пунктов, площадью 1495 кв.м, для жилищного строительства, без проведения процедур публичных торгов, что является необоснованным предоставлением льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту, и приводит или может привести к ограничению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом администрации выдано предписание от 27.05.2009 по делу N 227-09-а о прекращении нарушения ч. 1 ст. 15 Закона, путем обеспечения создания конкурентных условий при отчуждении прав муниципального образования "Город Пермь" на земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д. 14/ ул. Ивановская, д. 31, в том числе путем проведения процедур публичных торгов.
Администрация полагая, что указанные решение и предписание являются неправомерными, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности управлением нарушения администрацией положений ст. 15 Закона.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела видно, что актом постоянно действующей межведомственной комиссии 30.11.2005, утвержденным Главой администрации Мотовилихинского района г. Перми, жилой дом N 14 по ул. Ким в г. Перми отнесен к категории непригодного для проживания в связи с большим процентом износа строительных конструкций здания, поражения их гнилью и нецелесообразностью проведения капитального ремонта.
Указанный жилой дом включен в "Перечень домов, подлежащих сносу в 2007 году, в рамках городской целевой программы "Переселение граждан г. Перми из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2007-2010 годы".
Городская целевая программа "Переселение граждан г. Перми из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2007-2010 годы" утверждена Решением Пермской городской Думы от 28.11.2006 N 302. Пунктом 3.3 данной Программы определено, что она предусматривает частичное решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов.
Администрация и общество 04.12.2007 подписали договор N 274/1, в соответствии с которым в целях обеспечения безопасных условий проживания граждан и организации застройки участка общество добровольно осуществляет приобретение жилья или финансирование для приобретения жилых помещений для переселения граждан из названного дома в порядке и размерах, установленных законодательством. Администрация оказывает содействие по расселению граждан, проживающих в доме, а также в оформлении прав на земельный участок, находящийся под домом.
Переселение граждан из многоквартирного дома осуществляется путем помощи обществом гражданам в приватизации квартир и последующего их выкупа либо мены на квартиры, принадлежащие обществу, в результате чего право собственности граждан на квартиры, полученные в результате приватизации, перейдет к обществу. Земельный участок, на котором расположен дом, оформляется в собственность собственников помещений в доме в установленном законом порядке.
При этом общество обязуется приобрести за счет собственных либо привлеченных средств и передать на условиях договора мены в собственность граждан необходимое количество жилых помещений для полного расселения жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме; после оформления права собственности общества на жилые помещения в многоквартирном доме, совместно с администрацией сформировать земельный участок под многоквартирном домом; произвести снос многоквартирного дома своими силами и за свой счет.
В свою очередь администрация обязуется предоставить обществу список граждан, проживающих в многоквартирном доме; не предоставлять свободные и освобождающиеся в результате расселения помещения в указанном доме иным лицам в собственность либо пользование на условиях найма; вести переговоры с гражданами, подлежащими переселению в другое жилье, по вопросам подбора жилых помещений; в установленном законом порядке предоставить обществу право сноса многоквартирного дома.
Между администрацией и обществом заключен также договор от 30.05.2008 N 279, в соответствии с которым общество дополнительно обязалось обеспечить за счет собственных средств разработку проекта межевания квартала и градостроительного плана земельного участка под многоквартирным домом в срок до 01.07.2008; предоставить материалы для проведения публичных слушаний по проекту межевания в срок до 01.07.2008.
Администрация обязалась утвердить проект межевания квартала, предоставленный обществом; после оформлении права общей долевой собственности на земельный участок и сноса многоквартирного дома продать обществу принадлежащую ей долю в праве собственности на земельный участок в установленном законом порядке.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на момент заключения договора от 30.05.2008 N 279 часть жилых помещений, расположенных в жилом доме N 14 по ул. Ким в г. Перми, уже находилась в собственности общества.
При этом администрация оказывала содействие в осуществлении приватизации жилых помещений в указанном доме.
На 30.09.2008 собственниками жилых помещений названного дома являлись только администрация и общество, в связи с чем ими принято решение о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и регистрации права общей долевой собственности пропорционально занимаемой площади.
Указанный земельный участок, имеющий кадастровый номер 59:01:4311-078:2, площадью 1495 кв.м, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д. 14/ул. Ивановская, 31 был сформирован и поставлен на кадастровый учет, право общей долевой собственности на него было зарегистрировано в установленном порядке.
Аварийный жилой дом был снесен.
На момент рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства договоры от 04.12.2007 N 274/1, от 30.05.2008 N 279 сторонами фактически были исполнены, неисполненным осталось только одно обязательство администрации: продать обществу принадлежащую долю в праве собственности на земельный участок в установленном законом порядке.
При этом, как правильно установлено судами, договоры безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан (приватизация квартир), договоры мены жилых помещений, договоры купли-продажи жилых помещений, недействительными в установленном порядке не признаны и ни кем не оспариваются, каких либо жалоб по поводу заключения этих договоров в компетентные органы не поступало. Также ни кем не оспариваются и признаются зарегистрированные в установленном порядке право собственности граждан на квартиры, бывшее право собственности общества на жилые помещения в снесенном доме, право общества на долю в общей собственности на земельный участок.
Доказательства незаконности приобретения обществом права собственности на спорный земельный участок, а также неправомерного содействия администрации в оформлении названного права управлением в материалы дела не представлены.
Суды правомерно указали, что общество на основании ст. 250, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации обладало преимущественным правом покупки продаваемых долей в праве общей собственности.
Правильным является также вывод судов о том, что у общества не имелось установленных законом препятствий для приобретения квартир в многоквартирном жилом доме, оформления прав на земельный участок при наличии прав на недвижимое имущество, а у администрации - на содействие жильцам жилого дома, находящегося в аварийном состоянии, и обществу в реализации своих прав и законных интересов.
Кроме того, суды правомерно указали на отсутствие у администрации возможности надлежащего исполнения данного предписания.
Договоры от 04.12.2007 N 274/1, от 30.05.2008 N 279 сторонами фактически исполнены, само по себе обязательство администрации продать обществу принадлежащую долю в праве собственности на земельный участок в установленном законом порядке, о нарушении законодательства не свидетельствует, наоборот предполагает наличие законного порядка передачи муниципальной собственности. Исполнение предписания предполагает продажу только той части доли в общей собственности на земельный участок, которая принадлежит муниципальному образованию путем проведения публичных торгов, однако возможность выполнения данного предписания в сложившейся ситуации, при наличии двух собственников на участок, доли которых в натуре не выделены, при наличии преимущественного права покупки доли одним из собственников, отсутствует.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление администрации и признали оспариваемые ненормативные акты управления недействительными.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод управления о том, что администрация должна была реализовать земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д. 14/ул. Ивановская, 31 путем проведения аукциона. Администрация и общество являлись собственниками жилых помещений в названном доме. Им, в силу п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" принадлежал на праве общей долевой собственности спорный земельный участок. Порядок реализации доли в праве общей долевой собственности установлен ст. 246, 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как основаны на неверном толковании норм права применительно к обстоятельствам данного конкретного дела, установленным в ходе рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2009 по делу N А50-22897/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Городская целевая программа "Переселение граждан г. Перми из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2007-2010 годы" утверждена Решением Пермской городской Думы от 28.11.2006 N 302. Пунктом 3.3 данной Программы определено, что она предусматривает частичное решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов.
...
Суды правомерно указали, что общество на основании ст. 250, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации обладало преимущественным правом покупки продаваемых долей в праве общей собственности.
...
Судом кассационной инстанции отклоняется довод управления о том, что администрация должна была реализовать земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Ким, д. 14/ул. Ивановская, 31 путем проведения аукциона. Администрация и общество являлись собственниками жилых помещений в названном доме. Им, в силу п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" принадлежал на праве общей долевой собственности спорный земельный участок. Порядок реализации доли в праве общей долевой собственности установлен ст. 246, 250 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2010 г. N Ф09-2159/10-С1 по делу N А50-22897/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника