Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 апреля 2010 г. N Ф09-2157/10-С1 по делу N А50-26939/2009
Дело N А50-26939/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Пермской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - таможня) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2009 по делу N А50-26939/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
таможни - Останина А.Н. (доверенность от 11.01.2010 N 01-04/41);
открытого акционерного общества "Азот" (далее - общество) - Светлаков К.П. (доверенность от 26.08.2009 N 39-С/95).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий таможни, выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 5603500 руб., оформленных письмом от 29.07.2009 N 03-01-18/9566, и обязании восстановить нарушенные права общества в части излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление.
Решением суда от 20.10.2009 (судья Щеголихина О.В.) заявленные требования удовлетворены. Действия таможни, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 5603500 руб. признаны незаконными. Суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных таможенных сборов в указанной сумме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 (судьи Мещерякова Т.Н., Савельева Н.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, в частности Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (в редакции постановления от 10.03.2009 N 220). В обоснование жалобы ее заявитель, руководствуясь п. 7.1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863"), указывает на то, что таможенные сборы за таможенное оформление товара подлежат уплате как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации.
Как следует из материалов дела, общество в период с сентября 2008 г. по январь 2009 г. осуществляло вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации.
Таможенное оформление вывозимого товара производилось обществом в предусмотренном ст. 138 Таможенного кодекса порядке периодического временного декларирования.
При подаче в период с 01.09.2008 по 30.01.2009 временных грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) обществом уплачены таможенные сборы в сумме 7632000 руб.
В период с 25.12.2008 по 26.03.2009 в отношении тех же товаров были представлены полные ГТД и повторно уплачены таможенные сборы в общей сумме 5603500 руб.
Считая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных ГТД является излишней, общество обратилось в таможню с заявлением от 16.07.2009 N 39К/1 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 5603500 руб.
Таможня письмом от 29.07.2009 N 03-01-18/9566 отказала обществу в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 5603500 руб., указав при этом, что согласно положениям Таможенного кодекса основания для возврата (зачета) уплаченных таможенных сборов отсутствуют.
Считая действия таможни, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 5603500 руб., оформленных письмом от 29.07.2009 N 03-01-18/9566 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия действия таможни, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, требованиям действующего таможенного законодательства Российской Федерации, а также наличия оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления возврата таможенных сборов в сумме 5603500 руб., удержанных за таможенное оформление полных ГТД.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Пунктом 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Из содержания п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса следует, что таможенные сборы уплачиваются, в частности, за таможенное оформление - при декларировании товаров.
Согласно п. 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим п. 7 указанного постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подп. 31 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
В силу ст. 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Аналогичная правовая позиция изложена и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08, на что обоснованно указали суды обеих инстанций.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров представило в таможню временные ГТД и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров в размере 7632000 руб. После завершения вывоза товара общество в отношении тех же товаров представило в таможню полные ГТД, при подаче которых также уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товара в общей сумме 5603500 руб.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку денежные средства в сумме 5603500 руб. являются излишне уплаченными, соответственно, действия таможни, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в названной сумме, оформленные письмом от 29.07.2009 N 03-01-18/9566, незаконны.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований являются правомерными.
При этом суды с учетом правильного применения положений Таможенного кодекса пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления возврата таможенных сборов в сумме 5603500 руб., удержанных за таможенное оформление полных ГТД.
Довод таможни, изложенный в кассационной жалобе, о том, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы должны уплачиваться как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, подлежит отклонению, так как судами ему была дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2009 по делу N А50-26939/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров представило в таможню временные ГТД и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров в размере 7632000 руб. После завершения вывоза товара общество в отношении тех же товаров представило в таможню полные ГТД, при подаче которых также уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товара в общей сумме 5603500 руб.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку денежные средства в сумме 5603500 руб. являются излишне уплаченными, соответственно, действия таможни, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в названной сумме, оформленные письмом от 29.07.2009 N 03-01-18/9566, незаконны.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований являются правомерными.
При этом суды с учетом правильного применения положений Таможенного кодекса пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления возврата таможенных сборов в сумме 5603500 руб., удержанных за таможенное оформление полных ГТД.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2009 по делу N А50-26939/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2010 г. N Ф09-2157/10-С1 по делу N А50-26939/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника