Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 апреля 2010 г. N Ф09-2181/10-С1 по делу N А07-1171/2009
Дело N А07-1171/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Октябрьсккоммунводоканал" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.10.2009 по делу N А07-1171/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с предприятия платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2497949 руб. 35 коп. по акту проверки от 24.03.2009 в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране, окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Решением суда от 08.10.2009 (судья Масалимов А.Ф.) заявленные требования удовлетворены частично. С предприятия в доход бюджета взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 658084 руб. 02 коп., в доход федерального бюджета - государственная пошлина в сумме 6309 руб. 30 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 (судьи Тимохин О.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда изменено. Резолютивная часть решения изложена в новой редакции. Заявленные требования удовлетворены частично. С предприятия в бюджет взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 642147 руб. 45 коп., в доход федерального бюджета - государственная пошлина в сумме 12921 руб. 47 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит указанные судебные акты в части взыскания платы за организованный сброс в сумме 432241 руб. 12 коп. изменить, уменьшив взыскиваемую сумму до 396349 руб. 14 коп., в части взыскания платы за неорганизованный сброс в сумме 148146 руб. 80 коп. отменить, оставив заявленные требования в названной части без удовлетворения. При этом предприятие ссылается на неправильное применение судами положений постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344), Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Закона об охране окружающей среды, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, управлением проведена плановая проверка за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты предприятием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе проведения проверки управление на основании выявленных исходных данных природопользователя - предприятия, произвело расчет подлежащей взысканию суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам проверки управлением составлен акт от 24.03.2008 проверки полноты и достоверности начисления и своевременного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Считая, что предприятием обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду по выявленным фактам не внесены, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2497949 руб. 35 коп.
Удовлетворяя заявленные требования частично, Арбитражный суд Республики Башкортостан исходил из наличия оснований для взыскания с предприятия в доход бюджета платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 658084 руб. 02 коп. (448177 руб. 69 коп. - плата за организованный сброс; 148146 руб. 80 коп. - плата за неорганизованный сброс; 61759 руб. 53 коп. - плата за размещение отходов).
Оставляя решение Арбитражного суда Республики Башкортостан без изменения, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения подлежащей взысканию с предприятия платы до 642147 руб. 45 коп. (432241 руб. 12 коп. - плата за организованный сброс; 148146 руб. 80 коп. - плата за неорганизованный сброс; 61759 руб. 53 коп. - плата за размещение отходов).
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются названным Федеральным законом, иными федеральными законами.
Пунктом 3 ст. 16 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, согласно п. 1 которого названный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления согласно приложению N 1.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению N 2 и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
Из содержания примечания к разделу "Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты" (Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344) следует, что норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно расчету управления плата за организованный сбор начислена в сумме 693390 руб. 42 коп., согласно расчету предприятия - 245212 руб. 73 коп.
Суд первой инстанции, установив при рассмотрении спора по существу, что предприятием за проверяемый период не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за организованный сброс загрязняющих веществ, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с предприятия платы за организованный сброс в сумме 448177 руб. 69 коп. (693390 руб. 42 коп - 245212 руб. 73 коп.).
Апелляционный суд при расчете подлежащей взысканию с предприятия платы за организованный сброс установил, что начисление управлением предприятию за период с 09.05.2006 по 28.05.2006 сверхлимитной платы за организованный сброс загрязняющих веществ является необоснованным, поскольку из материалов дела следует, что предприятие до истечения 08.05.2006 срока действия временного разрешения на сброс загрязняющих веществ представило в уполномоченный орган документы на получение соответствующего разрешения и 27.03.2006 представило окончательно скорректированные материалы проекта ПДС.
При этом апелляционный суд отметил, что из решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.10.2009 не следует, что определенная судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу плата за организованный сброс в сумме 448177 руб. 69 коп. рассчитана с учетом указанного обстоятельства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд с учетом правильного применения указанных норм права, а также фактических обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о наличии в данном конкретном случае оснований для уменьшения установленной судом первой инстанции и подлежащей взысканию с предприятия платы за организованный сброс загрязняющих веществ в сумме 448177 руб. 69 коп. на 15936 руб. 57 коп. и, соответственно, для взыскания с предприятия 432241 руб. 12 коп.
Ссылка предприятия, изложенная в кассационной жалобе, на необходимость применения при расчете платы за организованный сброс загрязняющих веществ коэффициента 0,029 и уменьшения платы за организованный сброс на 35891 руб. 98 коп., была предметом рассмотрения апелляционным судом, и ей была дана надлежащая правовая оценка.
При этом апелляционный суд правильно отметил, что основания для применения коэффициента 0,029 и, соответственно, для уменьшения платы за организованный сброс на 35891 руб. 98 коп. в данном случае отсутствуют, поскольку ни в разделе "Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты", ни в иных разделах Приложений N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 ссылки на такой коэффициент, как 0,029, не имеется.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно акту от 24.03.2008 проверки полноты и достоверности начисления и своевременного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду подлежащая взысканию с предприятия плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ составляет 148146 руб. 80 коп.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона об охране окружающей среды одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 утверждены Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (далее - Методические указания).
Согласно письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2006 N 04-09/626 Методические указания разработаны в развитие Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632), а также в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными 26.01.1993 Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).
Заключением Министерства юстиции Российской Федерации Методические указания признаны не нуждающимися в государственной регистрации (письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.1999 N 10634-ЭР) и носящими рекомендательный характер.
На основании изложенного апелляционный суд обоснованно отметил, что Методические указания являются действующими в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Из содержания Методических указаний следует, что при расчете количества сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком веществ учитывается вся площадь земель, кроме сельхозугодий, площадей под жилым фондом и приусадебными участками. При этом под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
В силу п. 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого уполномоченным органом. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или уполномоченным органом как для условий сверхлимитного сброса.
Пунктом 1.4 Методических указаний предусмотрено, что принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.
Апелляционным судом с учетом правильного применения названных положений Методических указаний отмечено, что они не противоречат нормам Закона об охране окружающей среды, постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632:
Следовательно, управление вправе при расчете платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ использовать методики расчета количества загрязняющих веществ, поступающих в поверхностные и подземные водные объекты или на водосборные площади, установленные Методическими указаниями.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что управлением в ходе проведения проверки произведен расчет подлежащей взысканию суммы платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ, составившей 148146 руб. 80 коп.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае взысканию с предприятия подлежит плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в сумме 148146 руб. 80 коп.
Таким образом, выводы апелляционного суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных управлением требований в части и взыскания с предприятия платы за организованный сброс загрязняющих веществ в сумме 432241 руб. 12 коп. и платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в сумме 148146 руб. 80 коп. являются правомерными.
В остальной части судебные акты предприятием в порядке кассационного производства не обжалуются.
Ссылка предприятия, изложенная в кассационной жалобе, на положения Методических указаний по определению количества веществ, сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности в Республике Татарстан, утвержденных приказом Минэкологии Республики Татарстан от 21.06.2004 N 611, была предметом рассмотрения апелляционным судом, и ей была дана надлежащая правовая оценка.
При этом апелляционный суд отметил, что согласно ч. 3 ст. 16 Закона об охране окружающей среды порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации, а данные Методические указания утверждены субъектом Российской Федерации.
Ссылка предприятия, изложенная в кассационной жалобе, на ответ Института Водных проблем Российской Академии наук, также была предметом рассмотрения апелляционным судом, и ей была дана надлежащая правовая оценка.
При этом апелляционный суд в пределах предоставленных ему ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий обоснованно не принял ответ Института Водных проблем Российской Академии наук в качестве доказательства, поскольку данный Институт органом, уполномоченным выдавать экспертные заключения на решения арбитражного суда, не является. Апелляционным судом также отмечено, что ответ (заключение) Института Водных проблем Российской Академии наук датировано 10.10.2009, изготовлено на основании обращения предприятия от 27.10.2009, получившего решение суда от 08.10.2009 посредством почтовой связи 22.10.2009.
Иные доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А07-1171/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Октябрьсккоммунводоканал" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом с учетом правильного применения названных положений Методических указаний отмечено, что они не противоречат нормам Закона об охране окружающей среды, постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632:
Следовательно, управление вправе при расчете платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ использовать методики расчета количества загрязняющих веществ, поступающих в поверхностные и подземные водные объекты или на водосборные площади, установленные Методическими указаниями.
...
Ссылка предприятия, изложенная в кассационной жалобе, на положения Методических указаний по определению количества веществ, сбрасываемых неорганизованным поверхностным стоком на рельеф местности в Республике Татарстан, утвержденных приказом Минэкологии Республики Татарстан от 21.06.2004 N 611, была предметом рассмотрения апелляционным судом, и ей была дана надлежащая правовая оценка.
При этом апелляционный суд отметил, что согласно ч. 3 ст. 16 Закона об охране окружающей среды порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации, а данные Методические указания утверждены субъектом Российской Федерации.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по делу N А07-1171/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Октябрьсккоммунводоканал" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2010 г. N Ф09-2181/10-С1 по делу N А07-1171/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника