Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 апреля 2010 г. N Ф09-2175/10-С1 по делу N А71-9568/2009А5
Дело N А71-9568/2009А5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Удмуртской Республики (далее - правительство, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.10.2009 по делу N А71-9568/2009А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
правительства - Ушаков Р.В. (доверенность от 30.12.2008 N 7-146/12);
Министерства культуры Удмуртской Республики (далее - министерство) - Пудова И.Д. (доверенность от 21.12.2009 N 04-8).
Общество с ограниченной ответственностью "Компас-Стейт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным распоряжения правительства от 16.03.2009 N 171-р в части исключения из объектов культурного наследия регионального значения памятника архитектуры и градостроительства регионального значения -"Правление "Ижстальзавода", находящегося по адресу: г. Ижевск, ул. Милиционная, д. 2 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены министерство и Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому округу (далее -управление).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.10.2009 (судья Симонов В.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 (судьи Мещерякова Т.Н., Савельева Н.М., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе правительство просит решение суда первой инстанции изменить в мотивировочной части, а именно в части выводов, касающихся признания спорного объекта недвижимого имущества объектом культурного наследия, ссылаясь на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права; при этом постановление апелляционного суда в части, оставившей данные выводы суда первой инстанции без изменения, отменить. По мнению заявителя, не соответствуют требованиям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) следующие выводы судов:
1) "Указанное нежилое здание является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения - "Правление "Ижстальзавода" (стр. 3 решения);
2) "До принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия, подлежат государственной охране в соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ. Следовательно, объект в зависимости от своей исторической, культурной и художественной ценности может признаваться объектом культурного наследия вне зависимости от включения его в реестр" (стр. 4-5 решения);
3) "здание Правления "Ижстальзавода" отнесено к памятникам культуры в соответствии с республиканской целевой программой "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики на 2001-2003 г.", постановлением заседания президиума и экспертного совета Удмуртского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры от 02.07.2009 г." (стр. 5 решения);
4) "Факты отсутствия записи в реестре и невключения здания Правления "Ижстальзавода" в зону действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории Удмуртской Республики не дают оснований считать, что данный объект не является памятником истории и культуры при наличии соответствующего заключения компетентных лиц и Охранного обязательства от 15.05.2006 г." (стр. 5 решения).
Заявитель полагает, что, поскольку при издании распоряжения, которое отменено оспариваемым распоряжением, не были соблюдены требования Закона N 73-ФЗ, касающиеся возможности отнесения объектов к объектам культурного наследия, оснований считать спорный объект недвижимости объектом культурного наследия у судов не имелось.
В письменном отзыве министерство поддерживает доводы правительства, просит указанную жалобу удовлетворить.
Как следует из материалов дела, 08.09.2003 правительством издано распоряжение от N 750-р "Об отнесении объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения" (л.д. 12). В соответствии с данным распоряжением объект историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики "Правление "Ижстальзавода", расположенный по адресу: г. Ижевск ул. Милиционная, д. 2, отнесен к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения.
Собственником вышеуказанного объекта - нежилого здания с пристроем, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Милиционная, д. 2, является общество.
В соответствии с охранным обязательством по недвижимому памятнику истории и культуры от 15.05.2006 N 182 обществу как собственнику памятника архитектуры и градостроительства регионального значения "Правление "Ижстальзавода" предписано осуществлять в отношении данного памятника мероприятия, направленные на его сохранение, а также его эксплуатацию с учетом требований, установленных Законом N 73-ФЗ.
Правительством издано распоряжение от 16.03.2009 N 171-р "О признании утратившим силу распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 08.09.2009 N 750-р "Об отнесении объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения". О данном распоряжении обществу стало известно 15.04.2009 из поступившего в его адрес письма министерства от 09.04.2009 N 04/665.
Полагая, что указанное распоряжение является незаконным, нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, установив несоответствие оспариваемого распоряжения положениям Закона N 73-ФЗ, вместе с тем посчитав, что оспариваемое распоряжение издано правительством в пределах полномочий, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, указали на отсутствие совокупности оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным (ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим, законность судебных актов в части выводов об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого распоряжения правительства недействительным не обжалуется, в связи с чем судом кассационной инстанции не проверяется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом выводы судов относительно возможности признания объекта недвижимости объектом культурного наследия в зависимости от исторической, культурной и художественной ценности, а не в зависимости от включения (невключения) его в соответствующий реестр, предусмотренный Законом N 73-ФЗ, являются правильными и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно Закону Удмуртской Республики от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики" правительство осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
Полномочия правительства как органа исполнительной власти на издание ненормативных актов предусмотрены положениями ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также ст. 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001 N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики".
При этом п. 3 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что принимаемые органом исполнительной власти акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Законом N 73-ФЗ.
В силу ст. 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В п. 3 ст. 15 Закона N 73-ФЗ предусмотрено ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия.
Порядок включения объектов культурного наследия в реестр установлен ст. 18 Закона N 73-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в Минкультуры России или в орган исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 названного Закона.
До принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия, подлежат государственной охране в соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ.
Таким образом, объект недвижимости в зависимости от своей исторической, культурной и художественной ценности может иметь признаки объекта культурного наследия вне зависимости от включения его в реестр.
При этом исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти по охране объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения (п. 2 ст. 23 Закона N 73-ФЗ).
Согласно ст. 28 Закона N 73-ФЗ в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется, в частности органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с данным Федеральным законом (п. 2.1, 3 ст. 31 Закона N 73-ФЗ).
Таким образом, исключение объекта культурного наследия из реестра возможно только при осуществлении особой административной процедуры.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что объект недвижимости, принадлежащий обществу на праве собственности - здание Правления "Ижстальзавода" отнесено к памятникам культуры регионального значения в соответствии с республиканской целевой программой "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики на 2001-2003 гг.", а также постановлением заседания президиума и экспертного совета Удмуртского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры от 02.07.2009.
Основанием для вынесения вышеуказанного постановления заседания президиума и экспертного совета послужила информация министерства, а также список объектов историко-культурного наследия Удмуртской Республики, подлежащих отнесению к категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального (Удмуртской республики) значения.
При этом суды обоснованно указали, что отсутствие записи в реестре и не включение здания Правления "Ижстальзавода" в зону действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории Удмуртской Республики не дает оснований считать, что данный объект не является памятником истории и культуры при наличии соответствующих заключений компетентных лиц (письмо Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому округу от 31.07.2009 N 05-2-1781 - л.д. 27; постановление заседания президиума и экспертного совета Удмуртского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры от 02.07.2009 - л.д. 79-83) и охранного обязательства от 15.05.2006 (л.д. 8-9).
Судами установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается факт неосуществления в отношении спорного объекта предусмотренной Законом N 173-ФЗ процедуры исключения его из объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства и доводы сторон, суды пришли к обоснованному выводу о возможности признания объекта недвижимости объектом культурного наследия в зависимости от исторической, культурной и художественной ценности, а не в зависимости от включения (невключения) его в соответствующий реестр, предусмотренный Законом N 73-ФЗ.
Доводы заявителя жалобы аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Названным доводам апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка. При этом нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.10.2009 по делу N А71-9568/2009А5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2009 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется, в частности органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с данным Федеральным законом (п. 2.1, 3 ст. 31 Закона N 73-ФЗ).
...
Судами установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается факт неосуществления в отношении спорного объекта предусмотренной Законом N 173-ФЗ процедуры исключения его из объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела письменные доказательства и доводы сторон, суды пришли к обоснованному выводу о возможности признания объекта недвижимости объектом культурного наследия в зависимости от исторической, культурной и художественной ценности, а не в зависимости от включения (невключения) его в соответствующий реестр, предусмотренный Законом N 73-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2010 г. N Ф09-2175/10-С1 по делу N А71-9568/2009А5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника