Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 апреля 2007 г. N А60-1990/2007-С2
Резолютивная часть решения объявлена 11.04.2007 года
Полный текст решения изготовлен 16.04.2007 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Администрации города Екатеринбурга к Обществу с ограниченной ответственностью "Территориальное межхозяйственное объединение "ИТАЛЛ" об освобождении земельного участка,
при участии в заседании:
от истца: Е.Е. Зеленина - начальник юридического отдела, доверенность от 29.01.2007 г. N 67.
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.
Отводов суду не заявлено, права разъяснены.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивает, ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
При указанных обстоятельствах судебное разбирательство в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ проводится в отсутствие ответчика.
Администрация города Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "Территориальное межхозяйственное объединение "ИТАЛЛ" об обязании ответчика освободить земельный участок в городе Екатеринбурге по ул. Малышева, 44, площадью 91 кв.м, занятый остановочным комплексом.
Администрация г. Екатеринбурга просит в случае неисполнения решения арбитражного суда в месячный срок после вступления его в законную силу разрешить администрации г. Екатеринбурга своими силами освободить указанный земельный участок с возложением расходов на ответчика.
Истец полагает, что обладает полномочиями на предъявление иска с указанными требованиями на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п.п. 9, 11 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.1995 г.
Ответчик отзыв на заявленные исковые требования не представил.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании распоряжения Главы Администрации Ленинского района города Екатеринбурга от 01.04.1998 г. N 448 между истцом и ответчиком подписан договор аренды земельного участка от 18.08.2005 г. N 1638-к.
По настоящему договору администрация передала, а ООО "ТМО "ИТАЛЛ" приняло в аренду земельный участок в городе Екатеринбурге по ул. Малышева, 44, площадью 91 кв.м, занятый остановочным комплексом.
Как пояснил представитель истца в судебном заседании, что подтверждается материалами дела, право государственной собственности на указанные земельные участки не разграничено, земли относятся к землям поселений.
Суд полагает, что указанный договор является незаключенным по следующим основаниям.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
На основании ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ межевание земельного участка представляет собой мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
В соответствии со ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (неупотребляемые вещи).
При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок определен как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Федеральным законом "О землеустройстве" от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ установлено, что при предоставлении земельных участков землеустройство производится в обязательном порядке (ст. 3). Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с нормами гражданского законодательства. Как следует из п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, объектом аренды может быть только индивидуально-определенное имущество.
Таким образом, в противоречие с указанными нормами федерального законодательства межевание земельного участка в городе Екатеринбурге по ул. Малышева, 44, площадью 91 кв.м, занятого остановочным комплексом, не произведено.
Указанный земельный участок не может быть признан самостоятельным объектом, а договор аренды от 18.08.2005 г. N 1638-к является незаключенными.
Исковые требования об освобождении земельного участка заявлены Администрацией г. Екатеринбурга как уполномоченным органом на распоряжение спорным земельным участком на основании следующих норм федерального законодательства.
В соответствии с п.п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Федеральным законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантированная Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 2).
К вопросам местного значения относятся: регулирование планировок и застройка территорий муниципальных образований и контроль за использованием земель на территории муниципального образования (п.п. 9, 11 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения (ч. 2 ст. 12 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п. 1 ст. 71 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 г. "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям городской администрации в области использования земли и других природных ресурсов отнесено предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (п. 10 ст. 3) предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено.
В соответствии с перечисленными актами федерального законодательства Постановлением Главы города Екатеринбурга N 199 от 29.03.2006 г. "Об организации работы объектов мелкорозничной сети в 2006 году" утвержден перечень объектов мелкорозничной сети, подлежащих выносу в 2006 г., в который включен остановочный комплекс по ул. Малышева, 44.
По перечисленным основаниям требования Администрации города Екатеринбурга обоснованны и подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Территориальное межхозяйственное объединение "ИТАЛЛ" освободить своими силами занимаемый земельный участок в городе Екатеринбурге по ул. Малышева, 44, площадью 91 кв.м, занятый остановочным комплексом, и передать земельный участок по акту сдачи-приема в состоянии, пригодном для дальнейшего использования Администрации города Екатеринбурга.
В случае неисполнения решения в месячный срок после вступления его в законную силу разрешить Администрации города Екатеринбурга освободить указанный земельный участок своими силами за счет Общества с ограниченной ответственностью "Территориальное межхозяйственное объединение "ИТАЛЛ".
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Территориальное межхозяйственное объединение "ИТАЛЛ" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб. 00 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2007 г. N А60-1990/2007-С2
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника