Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 января 2004 г. N Ф09-1722/03АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы на решение от 12.09.03 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-21296/02 по заявлению ГУ ДАТП "Фаэтон" к Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не прибыли.
Ходатайств не поступило.
Государственное унитарное дочернее автотранспортное предприятие (ГУ ДАТП) "Фаэтон" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы о признании неправомерными действий должностных лиц, выразившихся в отказе провести зачет излишне уплаченных взносов в Республиканский фонд амортизации в сумме 96393 руб. в бюджет Республики Башкортостан, уточнив требования в порядке ст. 49 АПК РФ до 195577 руб. и пени в сумме 3729 руб.
Решением от 06.02.03 оспариваемые действия должностных лиц Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы признаны неправомерными. В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.06.03 решение суда от 06.02.03 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением от 12.09.03 Арбитражного суда Республики Башкортостан заявленные требования удовлетворены. Бездействие Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы в непроведении зачета излишне уплаченных взносов в Фонд амортизации в сумме 195577 руб. в счет платежей в республиканский бюджет признано незаконным. Налоговый орган обязан провести указанный зачет. В остальной части производство по делу прекращено в связи отказом от иска.
Инспекция МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы с решение не согласна, просит его отменить, в удовлетворении требований отказать со ссылкой на нарушение судом ст.ст. 49, 130 АПК РФ, п.п. 2 и 3 ст. 45, п. 5 ст. 78 НК РФ, указывая на отсутствие реального внесения денежных средств в бюджет при получении недоимки путем передачи векселей.
Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ГУ ДАТП "Фаэтон" 05.11.02 обратилось в Инспекцию МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы с заявлением о зачете уплаченных в течение 1997-2000 гг. взносов в Фонд амортизации в сумме 96393 руб. в счет погашения недоимки по другим платежам в республиканский бюджет, считая, что начисление данных взносов с 01.01.97 не основано на законе.
В связи с оставлением заявления без ответа и удовлетворения, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из отсутствия в законодательстве о налогах и сборах с 01.01.97 обязанности налогоплательщиков по уплате взносов в Амортизационный фонд РБ.
Данный вывод суда соответствует ст. 57 Конституции РФ, Указу Президента РФ от 18.08.96 N 1214, ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 1 ст. 3, п.п. 2 п. 3 ст. 44, ст. 78 НК РФ.
Между тем, при разрешении спора о признании неправомерными действий должностных лиц налогового органа судом не учтено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей либо направление его на погашение недоимки согласно п.п. 4, 5 ст. 78 НК РФ осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика.
Из представленного в материалы дела заявления от 05.11.02 (л.д. 8) видно, что ГУ ДАТП "Фаэтон" просит налоговый орган зачесть уплаченные в период 1997-2000 гг. взносы в Фонд амортизации РБ в сумме 96393 руб.
Обращение в налоговый орган с заявлением от 14.07.03 (л.д. 64) о зачете уплаченных взносов в сумме 195577 руб. не может являться основанием для признания бездействия налогового органа незаконным, поскольку при обращении в суд с заявлением от 29.11.02 указанные обстоятельства отсутствовали, а в соответствии с п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
При данных обстоятельствах суд не имел оснований для рассмотрения требований налогоплательщика в сумме 195577 руб. В связи с тем, что в материалах дела имеются расчеты отчислений в Фонд амортизации (л.д. 11-20), суд кассационной инстанции считает возможным вынести решение по существу спора и удовлетворить требования заявителя в части признания незаконным отказа налогового органа в проведении зачета в сумме 96393 руб. В остальной части требования заявителя следует оставить без рассмотрения на основании п. 2 ст. 148 АПК РФ.
Довод налогового органа о том, что сумма не может считаться уплаченной в бюджет в связи с передачей векселя, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку в оплату был передан ликвидный вексель Сбербанка РФ, отвечающий необходимым требованиям, данная форма расчетов была согласована с налоговым органом и доказательств злоупотреблений со стороны налогоплательщика материалы дела не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 12.09.03 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-21296/02 отменить в части удовлетворения требований.
Требования заявителя удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы в непроведении зачета излишне уплаченных ГУ ДАТП "Фаэтон" взносов в Фонд амортизации Республики Башкортостан в сумме 96393 руб. в счет платежей в республиканский бюджет.
Обязать Инспекцию МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы провести зачет излишне уплаченных ГУ ДАТП "Фаэтон" взносов в Фонд амортизации Республики Башкортостан в сумме 96393 руб. в счет платежей в республиканский бюджет.
В остальной сумме 99184 руб. требования ГУ ДАТП "Фаэтон" оставить без рассмотрения.
В части прекращения производства по делу решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из отсутствия в законодательстве о налогах и сборах с 01.01.97 обязанности налогоплательщиков по уплате взносов в Амортизационный фонд РБ.
Данный вывод суда соответствует ст. 57 Конституции РФ, Указу Президента РФ от 18.08.96 N 1214, ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 1 ст. 3, п.п. 2 п. 3 ст. 44, ст. 78 НК РФ.
Между тем, при разрешении спора о признании неправомерными действий должностных лиц налогового органа судом не учтено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей либо направление его на погашение недоимки согласно п.п. 4, 5 ст. 78 НК РФ осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика.
...
Обращение в налоговый орган с заявлением от 14.07.03 (л.д. 64) о зачете уплаченных взносов в сумме 195577 руб. не может являться основанием для признания бездействия налогового органа незаконным, поскольку при обращении в суд с заявлением от 29.11.02 указанные обстоятельства отсутствовали, а в соответствии с п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2004 г. N Ф09-1722/03АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника