Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 января 2004 г. N Ф09-3957/03ГК
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2003 г. N Ф09-2277/03ГК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми на решение от 28.07.03 и постановление апелляционной инстанции от 02.10.03 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-11963/03-А6 по иску Управления Федеральной почтовой связи Пермской области к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "Пермская областная регистрационная палата", Департаменту имущественных отношений Администрации г. Перми о признании недействительной записи о регистрации права муниципальной собственности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной почтовой связи Пермской области обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "Пермская областная регистрационная палата", Департаменту имущественных отношений Администрации г. Перми о признании недействительной записи о регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение по адресу: г. Пермь, ул. Максима Горького, 74 в Едином государственном реестре прав.
Решением от 28.07.03 требования удовлетворены. Признана недействительной запись о регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение по адресу: г. Пермь, ул. Максима Горького, 74 в Едином государственном реестре прав.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.10.03 решение оставлено без изменения.
Департамент имущественных отношений Администрации г. Перми с решением и постановлением апелляционной инстанции не согласен, в кассационной жалобе ссылается на нарушение п. 2 ст. 69 АПК РФ, ст. 219, 223 ГК РФ, ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определение Конституционного Суда РФ от 05.07.01 N 132-О, указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав собственности является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В случаях, когда государственная регистрация не соответствует законам и иным правовым актам, нарушает права и законные интересы заинтересованных лиц, акт регистрации, который является ненормативным актом государственного органа, может быть обжалован в суд и по иску названных лиц может быть признан недействительным в порядке ст. 13 ГК РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, пришли к правильному выводу о признании недействительным ненормативного акта записи о регистрации права.
При рассмотрении дела судом установлено, что Пермской областной регистрационной палатой 09.12.02 была произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования г. Перми на встроенные помещения в строении, расположенном по ул. Максима Горького, 74.
Суды обеих инстанций с учетом имеющихся в материалах дела доказательств пришли к правильному выводу, что спорные нежилые помещения в силу прямого указания закона (приложение N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность") относятся исключительно к федеральной собственности как имущество учреждения, финансируемого из федерального бюджета. Встроенные помещения по ул. М. Горького, 74 г. Перми внесены в реестр федерального имущества, закреплены собственником за истцом на праве оперативного управления на основании договора от 16.03.1994 N 10. Следовательно, спорное помещение не могло быть отнесено к муниципальной собственности, поэтому регистрация права муниципальной собственности произведена с нарушением закона (ст.ст. 13, 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
С учетом изложенного требование о признании недействительной записи о государственной регистрации права на объект недвижимости как ненормативного акта государственного органа правомерно удовлетворено судом.
Обстоятельства дела исследованы арбитражным судом полно и всесторонне, требование разрешено в соответствии с действующим законодательством. При этом требование об оспаривании зарегистрированного права разрешено судом с привлечением в качестве ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми, что соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ, ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Нарушений норм Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела не установлено.
Ссылка заявителя на то, что право собственности муниципального образования г. Пермь на встроенное нежилое помещение было зарегистрировано в установленном законом порядке, отклоняется. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, имущество было включено в реестр федерального имущества 15.05.00 (л.д. 6), оснований для включения спорного встроенного помещения в состав муниципальной собственности не имелось, т.е. государственная регистрация права муниципальной собственности на данное имущество произведена по основанию, не соответствующему требованиям Постановления ВС РФ N 3020-1 от 27.12.91.
Кроме того, несостоятельна ссылка заявителя на то, что судом не было вынесено решение о праве федеральной собственности. Как установлено судом, спорные помещения относятся исключительно к федеральной собственности в силу прямого указания закона и были внесены в реестр федерального имущества.
Доводы заявителя о неподведомственности арбитражному суду требования об обжаловании государственной регистрации прав, поскольку акт государственной регистрации не является ненормативным актом, отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм ст.ст. 27, 29 АПК РФ, ст.ст. 12, 13 ГК РФ, ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, ссылка заявителя на нарушение судом ч. 2 ст. 69 АПК РФ в отношении фактов, установленных решением по делу N А50-1042/03, отклоняется как противоречащая материалам дела.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционной инстанции законны, отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 28.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 02.10.2003 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-11963/03-А6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя на то, что право собственности муниципального образования г. Пермь на встроенное нежилое помещение было зарегистрировано в установленном законом порядке, отклоняется. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, имущество было включено в реестр федерального имущества 15.05.00 (л.д. 6), оснований для включения спорного встроенного помещения в состав муниципальной собственности не имелось, т.е. государственная регистрация права муниципальной собственности на данное имущество произведена по основанию, не соответствующему требованиям Постановления ВС РФ N 3020-1 от 27.12.91.
...
Доводы заявителя о неподведомственности арбитражному суду требования об обжаловании государственной регистрации прав, поскольку акт государственной регистрации не является ненормативным актом, отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм ст.ст. 27, 29 АПК РФ, ст.ст. 12, 13 ГК РФ, ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 января 2004 г. N Ф09-3957/03ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника