Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 февраля 2003 г. N Ф09-312/02АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Центральному району г. Челябинска на решение от 10.09.2002 г. и постановление от 19.11.2002 г. Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-11502/02.
В судебном заседании принял участие представитель истца - адвокат Тимакова И.В. (ордер от 21.02.2003 г. N 4-117).
Права и обязанности представителю разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы уведомлен надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились.
Челябинская областная коллегия адвокатов обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Челябинска о признании частично недействительным решения от 05.07.2002 г. N 54/20.
Решением от 10.09.2002 г. Арбитражного суда Челябинской области исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 19.11.2002 г. суда апелляционной инстанции решение от 10.09.2002 г. оставлено без изменения.
Налоговый орган с судебными актами не согласен, просит их отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом п. 2 ст. 5 НК РФ, п. 9 ст. 217 НК РФ.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, поводом для обращения с иском в суд послужили выводы выездной налоговой проверки, изложенные в решении от 05.07.2002 г. N 54/20 Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Челябинска. В соответствии с данными выводами Челябинской областной коллегией адвокатов в 2001 г. правомерно, т.е. в порядке, предусмотренном Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", предоставлен физическому лицу имущественный вычет, предусмотренный п. 2 ст. 220 НК РФ, а также неправомерно, в связи с отсутствием, по мнению проверяющих, у налогоплательщика источников выплат, указанных в п. 9 ст. 217 НК РФ, применялась льгота, предусмотренная данным пунктом.
Признавая недействительным решение налогового органа в части применения истцом в 2001 г. имущественного вычета в порядке, предусмотренном Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", суд исходил из правомерности действий налогового агента.
Вывод суда является верным, соответствует материалам дела и налоговому законодательству.
Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Как следует из материалов дела, в 1999 г. Челябинской областной коллегией адвокатов физическому лицу предоставлен налоговый вычет, предусмотренный п. "в" ч. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", действие которого на момент вступления в силу главы 23 Налогового кодекса окончено не было.
Учитывая, что введенный главой 23 Налогового кодекса новый порядок предоставления такого вычета устанавливает новые обязанности налогоплательщика, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно применил к рассматриваемым правоотношениям п. 2 ст. 5 НК РФ и признал правомерным реализацию Челябинской областной коллегией адвокатов в 2001 г. налогового вычета, предусмотренного п. "в" ч. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" и предоставленного в 1999 г. в порядке, установленном названным законом.
Указывая на правомерное применение вычета, предусмотренного п. 9 ст. 217 НК РФ, суд исходил из наличия у истца правовых оснований для его осуществления.
Такой вывод также является верным.
В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые: за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций; за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что компенсация путевок осуществлялась коллегией за счет имеющихся в ее распоряжении средств, при этом также правомерно применил п. 7 ст. 3 НК РФ, указав, что для целей применения рассматриваемого налогового вычета не имеет значения тот факт, что истец не является плательщиком налога на прибыль.
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы во внимание не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании закона.
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 10.09.2002 г. и постановление от 19.11.2002 г. Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-11502/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые: за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций; за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что компенсация путевок осуществлялась коллегией за счет имеющихся в ее распоряжении средств, при этом также правомерно применил п. 7 ст. 3 НК РФ, указав, что для целей применения рассматриваемого налогового вычета не имеет значения тот факт, что истец не является плательщиком налога на прибыль."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2003 г. N Ф09-312/02АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника