Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 июля 2007 г. N Ф09-5100/07-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2007 по делу N А07-27807/06.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Бирскводоканал" Республики Башкортостан (далее - предприятие, налогоплательщик) - Федотов Ф.М. (доверенность от 01.09.2006 б/н).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений налогового органа от 04.12.2006 N 513, 514.
Решением суда первой инстанции от 27.02.2007 заявление удовлетворено полностью.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.09.2006 налогоплательщиком поданы в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль-декабрь 2001 г. и январь-декабрь 2002 г., согласно которым предприятие исключило из налоговой базы за указанные периоды суммы дотационных поступлений из бюджета, связанных с применением предприятием государственных регулируемых цен при реализации воды населению, в том числе при реализации воды отдельным категориям населения по льготным ценам, что повлекло за собой уменьшение суммы налога за февраль-декабрь 2001 г. и январь-декабрь 2002 г., подлежащей уплате в бюджет.
Налоговый орган посчитал необоснованным исключение предприятием из налоговой базы по НДС отмеченных выше сумм дотационных поступлений, полагая, что полученные налогоплательщиком из бюджета денежные средства были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), поэтому подлежали включению в налоговую базу по указанному налогу.
Кроме того, по мнению налогового органа, у него отсутствует возможность для проверки указанных уточненных деклараций со ссылкой на истечение срока, установленного ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), для проведения камеральной проверки отраженных в уточненных декларациях сведений.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд исходил из того, что при исчислении НДС субсидии и дотации, выделяемые налогоплательщику из бюджета на покрытие убытков, возникающих в связи с реализацией упомянутых услуг, не подлежат включению в налоговую базу.
Выводы судов являются правильными.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, в данном случае - государственных регулируемых цен (тарифов), а также цен с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством (п. 13 ст. 40, ст. 154 Кодекса).
В силу подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса определенная таким образом налоговая база должна быть увеличена на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что средства, полученные предприятием из бюджета, не связаны с оплатой оказываемых им услуг, поскольку имеют целью компенсировать убытки, возникающие у налогоплательщика в связи с реализацией услуг по государственным регулируемым тарифам и с учетом установленных законодательством льгот.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительным решение инспекции в отношении включения в облагаемую НДС базу полученных предприятием бюджетных средств.
Ссылка инспекции на истечение срока, установленного ст. 87 Кодекса, для проведения камеральной налоговой проверки сведений, отраженных в уточненной деклараций, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку Кодекс не ограничивает представление уточненных налоговых деклараций сроком и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога. В этих случаях сроки, предусмотренные ст. 87 Кодекса для проведения камеральных и выездных проверок, не могут быть применены, поскольку они установлены в качестве гарантии защиты интересов налогоплательщика и не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций, правомерность расчета по которым обязан доказать налогоплательщик.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2007 по делу N А07-27807/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Республике Башкортостан госпошлину в доход федерального бюджета по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.2 ст.154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации - государственных регулируемых цен (тарифов), а также цен с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством.
Организация подала в ИФНС уточненные налоговые декларации по НДС за 2001 и 2002 г. в связи с исключением из налоговой базы сумм дотационных поступлений из бюджета, связанных с применением предприятием государственных регулируемых цен при реализации воды населению, в том числе по льготным ценам
По мнению ИФНС, вышеуказанные действия организации, неправомерны, поскольку полученные налогоплательщиком из бюджета денежные средства были связаны с оплатой реализованных предприятием товаров (работ, услуг), поэтому подлежали включению в налоговую базу по НДС. Кроме того, отсутствует возможность для проверки поданных уточненных деклараций, т.к. истек установленный ст.87 НК РФ срок для проверки указанных в них сведений.
Суд счел, что спорные суммы НДС не облагаются.
В силу подп.2 п.1 ст.162 НК РФ определенная таким образом налоговая база должна быть увеличена на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Как установил суд, средства, полученные предприятием из бюджета, не связаны с оплатой оказываемых им услуг, поскольку имеют целью компенсировать убытки, возникающие у налогоплательщика в связи с реализацией услуг по государственным регулируемым тарифам и с учетом установленных законодательством льгот.
Следовательно, указанные суммы поступлений из бюджета не должны включаться в облагаемую НДС базу.
Кроме того, НК РФ не ограничивает срок представления уточненных налоговых деклараций и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога, и установленные ст.87 НК РФ сроки не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых деклараций, правомерность расчета по которым обязан доказать налогоплательщик.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2007 г. N Ф09-5100/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника