Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 июля 2007 г. N Ф09-5174/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2007 по делу N А60-6799/07.
В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Карпенко М.В. (доверенность от 07.02.2007 N 05-09/203490); Сурнин Д.А. (доверенность от 13.03.2007 N 05-09/06674).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Талан-Е" (далее - общество) надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 27.03.2007 N 1421 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 25.04.2007 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.03.2007 инспекцией проведена проверка соблюдения предпринимателем Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) в принадлежащей обществу парикмахерской, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Фрунзе, 39.
В ходе проверки инспекцией установлен факт неприменения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и невыдачи бланков строгой отчетности при оказании парикмахерских услуг на сумму 2970 руб. Данное обстоятельство отражено в акте N 001421, составленном инспекцией от 19.03.2007.
На основании указанных документов инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2007 N 001421 и вынесено постановление от 27.03.2007 N 001421 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд исходил из недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
Данный вывод суда является недостаточно обоснованным.
Обязанность применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением установлена ст. 2 Закона.
Согласно ст. 5 Закона организации (предприниматели) при осуществлении наличных денежных расчетов обязаны в момент оплаты вместе с отпуском товара выдавать отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Несоблюдение указанных требований законодательства является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники регулируется положением "Об осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения кассовой техники", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171.
При этом к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, названным Положением отнесены квитанции и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению, формы которых утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 N 16-00-30-33 в качестве бланков строгой отчетности утверждены формы документов, используемых предприятиями всех форм собственности для учета денежных средств при расчетах с населением за оказание всех видов бытовых услуг, определенных в Общероссийском классификаторе услуг населению, без применения контрольно-кассовых машин, в том числе форма БО-11.
Таким образом, общество, оказывая парикмахерские услуги, обоснованно использовало в своей деятельности бланки названной формы.
Между тем судом не выяснены существенные для дела обстоятельства.
Так, суд в мотивировочной части решения указал, что вывод налогового органа о неприменении ККТ (бланков строгой отчетности) основан лишь на установленном в ходе проверки факте наличия излишков денежных средств и объяснении администратора общества Зыковой С.Л. Как полагает суд, иных доказательств неприменения ККТ (бланков строгой отчетности) налоговым органом не представлено, поскольку контрольный закуп либо визуальное наблюдение инспекцией не производилось.
Однако в материалах дела (л.д. 24-25) имеется должностная инструкция администратора общества Зыковой С.Л., в обязанности которой входит осуществление работы с денежной наличностью, своевременная выдача бланков строгой отчетности (п. 2.2.11 инструкции) и ведение журнала учета бланков строгой отчетности.
В своем объяснении (л.д. 28) администратор пояснила, что излишки в кассе общества образовались ввиду того, что не всем клиентам за оказанные услуги были выписаны и выданы на руки бланки строгой отчетности формы БО-11. Зыковой С.Л. была получена от клиентов за услуги сумма 3140 руб., бланки БО-11 выписаны только на сумму 440 руб., что привело к образованию излишков денежных средств в кассе в сумме 2970 руб.
То есть в объяснении администратор указывает на то, что образование излишков денежных средств в кассе прямо связано с оказанием клиентам парикмахерских услуг обществом.
Поскольку указанные обстоятельства арбитражным судом не исследовались и им не дана надлежащая правовая оценка, решение суда следует отменить, дело направить на новое рассмотрение для устранения отмеченных недостатков.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2007 по делу N А60-6799/07 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники регулируется положением "Об осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения кассовой техники", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171.
При этом к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, названным Положением отнесены квитанции и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению, формы которых утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 N 16-00-30-33 в качестве бланков строгой отчетности утверждены формы документов, используемых предприятиями всех форм собственности для учета денежных средств при расчетах с населением за оказание всех видов бытовых услуг, определенных в Общероссийском классификаторе услуг населению, без применения контрольно-кассовых машин, в том числе форма БО-11."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июля 2007 г. N Ф09-5174/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника