Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 июля 2007 г. N Ф09-2813/07-С1
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 октября 2007 г. N 12707/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Возрождение" Александрова Владимира Николаевича (далее - глава крестьянского хозяйства) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2006 по делу N А76-26161/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского хозяйства 180 руб. штрафных санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 24.10.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, глава крестьянского хозяйства просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Александров Владимир Николаевич является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.02.2003 (л.д. 19-21).
Управлением было вынесено решение от 24.07.2006 N 1159 о привлечении главы крестьянского хозяйства к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, и взыскании штрафа в сумме 180 руб., что составляет 10% от суммы платежей, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2005 г.
В связи с неисполнением главой крестьянского хозяйства решения от 24.07.2006 N 1159 в добровольном порядке в установленный срок управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с него 180 руб. штрафных санкций.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из правомерности действий управления по привлечению главы крестьянского хозяйства к ответственности и наложению на него штрафа.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании п. 1 ст. 28 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях Закона N 167-ФЗ частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В соответствии с п. 2 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.08.2002 N 89п, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются страхователями и обязаны зарегистрироваться в качестве страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в 30-дневный срок с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по месту его нахождения.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со ст. 2 Закона N 167-ФЗ).
Судами установлено, что доказательства, свидетельствующие о наличии у главы крестьянского хозяйства наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) он относится к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
В соответствии с п. 5, 6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, представляет вместе с копией платежного документа.
Таким образом, срок представления указанных сведений индивидуальными предпринимателями прямо связан со сроком внесения фиксированных платежей, предусмотренных ст. 28 Закона N 167-ФЗ.
Согласно ст. 19 Закона N 27-ФЗ Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований Закона N 27-ФЗ такая Инструкция утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования".
В соответствии с п. 38 указанной Инструкции застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно до 1 марта.
То есть срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, для лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, правильным является вывод судов о том, что непредставление главой крестьянского хозяйства в установленный срок указанных сведений образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, и влечет взыскание с главы крестьянского хозяйства штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2006 по делу N А76-26161/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Возрождение" Александрова Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, правильным является вывод судов о том, что непредставление главой крестьянского хозяйства в установленный срок указанных сведений образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, и влечет взыскание с главы крестьянского хозяйства штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 июля 2007 г. N Ф09-2813/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника