Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 июля 2007 г. N Ф09-5383/06-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2007 по делу N А07-3573/07 по заявлению прокуратуры Республики Башкортостан (далее - прокуратура, заявитель) к инспекции о признании недействительными решений инспекции от 24.08.2006 N 569, 570, а также о признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений N 3011-3019; третье лицо на стороне заявителя - закрытое акционерное общество "Каучук" (далее - общество, налогоплательщик).
В судебном заседании приняли участие представители инспекции Асадуллин М.Н. (доверенность от 10.01.2007 N 220/007), Гаймалеев Д.Р. (доверенность от 10.01.2007 N 220/03).
Представители общества и прокуратуры, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 24.08.2006 N 569, 570 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, а также о признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений от 24.08.2006 N 3011-3019. В ходе судебного заседания прокуратурой заявлен отказ от требований в части признания недействительным решения инспекции от 24.08.2006 N 569 в части взыскания пеней в сумме 1769454 руб. 92 коп., признания незаконными действий налогового органа, выразившихся в выставлении инкассовых поручений от 24.08.2006 N 3011-3014.
Решением от 27.04.2007 отказ прокуратуры от требований судом принят. Производство по делу в данной части прекращено. В остальной части заявленные требования удовлетворены. Решения налогового органа от 24.08.2006 N 569, 570 в части взыскания налога в сумме 30740 руб. 70 коп. признаны недействительными. Действия налогового органа, выразившиеся в выставлении инкассовых поручений от 24.08.2006 N 3015-3019 на сумму 4010477 руб. 09 коп., признаны незаконными.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.04.2006 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В связи с неисполнением обществом в установленный срок выставленных требований от 04.08.2006 N 116, от 06.08.2006 N 1123 об уплате налогов и пени инспекцией вынесены решения от 24.08.2006 N 569, 570 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. В соответствии с данными решениями инспекцией направлены в банк инкассовые поручения от 24.08.2006 N 3011-3019.
Считая указанные действия инспекции незаконными, общество обратилось в прокуратуру Республики Башкортостан. В порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокуратура обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды исходили из неправомерности взыскания инспекцией сумм налогов и пеней в бесспорном порядке с общества, в отношении которого открыто конкурсное производство.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 указанного закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Судом установлено, что меры по принудительному взысканию задолженности приняты инспекцией после открытия конкурсного производства.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы инспекции, приведенные в жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2007 по делу N А07-3573/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 указанного закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июля 2007 г. N Ф09-5383/06-С7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника