Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 июля 2007 г. N Ф09-5381/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.05.2007 по делу N А50П-316/07.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Власова Надежда Алексеевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления инспекции от 18.04.2007 N 69 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Решением суда от 08.05.2007 (резолютивная часть от 07.05.2007) заявленные требования удовлетворены, постановление инспекции от 18.04.2007 N 69 признано недействительным и отменено.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указанных в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка по вопросам соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов в принадлежащем предпринимателю магазине.
В ходе проверки инспекцией установлено, что предпринимателем используется ККТ, которая исключена из Государственного реестра ККТ и снята с учета в налоговом органе.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 10.04.2007 N 69 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 18.04.2007 N 69 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия вины предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 2, 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом применяются модели ККТ, включенные в Государственный реестр.
Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона ККТ, применяемая индивидуальными предпринимателями, должна, в частности, быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Статьей 14.5 Кодекса предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин (далее - ККМ).
Из содержания п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует, что под неприменением ККМ следует понимать, в частности, использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, использование ККМ, не включенной в Государственный реестр.
При этом в силу п. 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, по окончании срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре ККМ, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета ККМ этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких ККМ уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 26.02.2007 инспекцией в адрес предпринимателя было направлено письмо от 22.02.2007 N 13-03/5-2981, в котором сообщалось о том, что используемая предпринимателем ККТ модели ЭКР-2102Ф N 1026048 должна быть заменена до 06.04.2007. Указанное письмо предпринимателем было получено 24.04.2007, то есть после вынесения постановления от 18.04.2007 N 69 о привлечении его к административной ответственности. Кроме того, из замечаний, данных предпринимателем при составлении протокола от 10.04.2007 N 69 об административном правонарушении (л.д. 10, 11), следует, что предприниматель предупредительного письма инспекции не получал.
Таким образом, при проведении проверки и вынесении постановления от 18.04.2007 N 69 у инспекции отсутствовали доказательства своевременного получения предпринимателем письма от 22.02.2007 N 13-03/5-2981 о необходимости замены используемой предпринимателем ККТ.
В силу ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.2 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах у предпринимателя отсутствовала реальная возможность соблюдения требований действующего законодательства в области использования ККТ, следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствует.
Довод инспекции о том, что предприниматель знал о сроках замены ККТ, был письменно извещен о необходимости замены, подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам дела, свидетельствующим о несвоевременном получении предпринимателем письма от 22.02.2007 N 13-03/5-2981.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 08.05.2007 по делу N А50П-316/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует, что под неприменением ККМ следует понимать, в частности, использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, использование ККМ, не включенной в Государственный реестр.
При этом в силу п. 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, по окончании срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре ККМ, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета ККМ этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких ККМ уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.
...
В силу ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.2 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июля 2007 г. N Ф09-5381/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника