Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 июля 2007 г. N Ф09-5869/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга) на определение Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2007 по делу N А60-2808/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли.
Инспекция ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) закрытое акционерное общество "Грюнвальд" (далее - общество "Грюнвальд") по упрощенной процедуре как отсутствующего должника.
Определением суда от 13.03.2007 производство по делу прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга просит решение и постановление судов отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель ссылается на невозможность исключения общества "Грюнвальд" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в административном порядке в связи с наличием у него задолженности по обязательным платежам. По мнению заявителя, суды неправильно применили ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не применили подлежавшие применению нормы ст. 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, общество "Грюнвальд" зарегистрировано постановлением главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 12.09.1994 N 836, по юридическому адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 80-205.
Бухгалтерская и налоговая отчетности предприятием "Нова-Кентавр" в последний раз представлялись за 12 месяцев 2000 г., коммерческая деятельность не ведется, сведения о действующих открытых счетах в банках или кредитных организациях отсутствуют.
Задолженность общества "Грюнвальд" по состоянию на 28.12.2006 по внесению обязательных платежей во все уровни бюджетов составляет 169866 руб. (включая пени, штрафы).
Неисполнение обществом "Грюнвальд" обязанностей по представлению бухгалтерской и налоговой отчетности, отсутствие сведений об открытых счетах в кредитных организациях и наличие задолженности по внесению обязательных платежей в бюджеты разных уровней послужили основанием для обращения Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга в суд с заявлением о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом).
Прекращая производство по заявлению Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указав при этом, что уполномоченным органом не представлено доказательств невозможности исключения общества "Грюнвальд" из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с позицией суда первой инстанции согласился, оставив определение без изменения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что определение и постановление судов являются законными и обоснованными.
В силу ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ решением регистрирующего органа.
Судами на основании документов, представленных Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, установлено, что поскольку общество "Грюнвальд" не представляет в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую и налоговую отчетности и не осуществляет операции по расчетным счетам в течение последних двенадцати месяцев, то оно отвечает признакам недействующего юридического лица.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснил, что суд рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве), в том числе и отсутствующего должника, по существу, только когда установит невозможность его исключения в административном порядке из ЕГРЮЛ. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
При этом в п. 1 того же постановления указано на возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Однако Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга не представлены в суд доказательства невозможности исключения общества "Грюнвальд" из ЕГРЮЛ в административном порядке.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу о банкротстве на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку должник отвечает признакам недействующего юридического лица, а заявитель не представил доказательства невозможности его исключения из ЕГРЮЛ в административном порядке (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67).
Ссылка Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга на невозможность исключения общества "Грюнвальд" из ЕГРЮЛ в административном порядке в связи с наличием задолженности по внесению обязательных платежей и на то, что ликвидация возможна только путем признания его несостоятельным (банкротом), судом кассационной инстанции отклоняется как противоречащая действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, допущено не было.
С учетом изложенного определение и постановление судов обеих инстанций являются законными, обоснованными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2007 по делу N А60-2808/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" разъяснил, что суд рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве), в том числе и отсутствующего должника, по существу, только когда установит невозможность его исключения в административном порядке из ЕГРЮЛ. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
При этом в п. 1 того же постановления указано на возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Однако Инспекцией ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга не представлены в суд доказательства невозможности исключения общества "Грюнвальд" из ЕГРЮЛ в административном порядке.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу о банкротстве на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку должник отвечает признакам недействующего юридического лица, а заявитель не представил доказательства невозможности его исключения из ЕГРЮЛ в административном порядке (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июля 2007 г. N Ф09-5869/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника