Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 июля 2007 г. N Ф09-5693/07-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (далее - ОАО "Свердловэнергосбыт") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2007 по делу N А60-598/07-С1 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры Свердловской области - Никитин А.С., прокурор отдела (удостоверение N 137143, доверенность от 16.11.2006 8-13-06);
ОАО "Свердловэнергосбыт" - Максимова А.А., ведущий юрисконсульт (доверенность от 29.12.2006 N 66 АБ 682902).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ОАО "Свердловэнергосбыт", государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Свердловской области "Талицкое профессиональное училище" (далее - ГОУ НПО СО "Талицкое профессиональное училище"), третье лицо - государственное унитарное предприятие Свердловской области "Облкоммунэнерго" (далее - ГУП СО "Облкоммунэнерго"), о признании недействительным пункта 6.2 договора энергоснабжения от 29.08.2002 N Э-2001/80044.
Решением суда первой инстанции от 20.03.2007 (резолютивная часть от 15.03.2007) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2007 решение отменено; иск удовлетворен.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ОАО "Свердловэнергосбыт" просит постановление отменить, решение оставить в силе. При этом заявитель считает, что Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, носит для бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий диспозитивный характер и не запрещает сторонам устанавливать в договоре условия оплаты как с применением авансовых платежей, так и без них. Требование о внесении авансового платежа может быть включено в договор только по соглашению сторон. Абонент при заключении договора не выразил какие-либо разногласия по спорному пункту.
Заместитель прокурора Свердловской области в отзыве на кассационную жалобу с доводами заявителя не согласен, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда считает законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по договору от 29.08.2002 N Э-2001/80044, дополнительному соглашению от 31.03.2005 ОАО "Свердловэнерго" приняло на себя обязательство передавать ГОУ ГПО "Талицкое профессиональное училище" по электрическим сетям, находящимся во владении ОГУП "Облкоммунэнерго", электрическую энергию в точки передачи.
Пунктом 6.2 указанного договора предусмотрено, что оплата потребляемой абонентом электрической энергии производится авансовым платежом в размере ожидаемого месячного потребления до 25 числа месяца, предшествующего расчетному.
Полагая, что п. 6.2 договора от 29.08.2002 N Э-2001/80044 противоречит требованиям бюджетного законодательства, а также утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 Порядку, заместитель прокурора Свердловской области на основании ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством допускается расчет по договору энергоснабжения на условиях авансирования платежей.
Апелляционный суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из следующего.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Из содержания ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую, тепловую энергию в Российской Федерации" следует, что по договору энергоснабжения оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, предусмотрено, что оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
Таким образом, следует признать, что применение авансовых платежей по договору энергоснабжения к бюджетным организациям законодательством не предусмотрено.
Согласно п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку деятельность ГОУ НПО СО "Талицкое профессиональное училище" финансируется согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации по смете расходов, включающей в себя статью на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества, принимая во внимание отсутствие закона или иного нормативного акта, обязывающих данного потребителя производить авансовые платежи в расчетах с энергоснабжающей организацией, суд апелляционной инстанции правомерно признал пункт 6.2 договора от 29.08.2002 N Э-2001/80044 недействительным.
Суд кассационной инстанции полагает, что судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оснований для переоценки не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2007 по делу N А60-598/07-С1 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, предусмотрено, что оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
...
Согласно п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку деятельность ГОУ НПО СО "Талицкое профессиональное училище" финансируется согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации по смете расходов, включающей в себя статью на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества, принимая во внимание отсутствие закона или иного нормативного акта, обязывающих данного потребителя производить авансовые платежи в расчетах с энергоснабжающей организацией, суд апелляционной инстанции правомерно признал пункт 6.2 договора от 29.08.2002 N Э-2001/80044 недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июля 2007 г. N Ф09-5693/07-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника