Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 августа 2007 г. N Ф09-6012/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2007 по делу N А76-4368/07.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Молчанова Н.Ю. (доверенность от 12.03.2007 N 04/18).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом - Ситно" (далее - общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 14.03.2007 N 58 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Решением суда от 19.04.2007 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки выполнения обществом требований, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон), в принадлежащей ему торговой точке (отдел "Мясо птицы"), расположенной на территории Центрального ранка по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, 74, налоговым органом установлен факт неприменения продавцом контрольно-кассовой техники при продаже куриного сердца стоимостью 54 руб. 40 коп.
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 21.02.2007 N 03-000417-06, протокол от 06.03.2007 N 58 об административном правонарушении, на основании которых вынесено постановление от 14.03.2007 N 58 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводам о недоказанности инспекцией состава вменяемого обществу административного правонарушения и нарушения налоговым органом порядка привлечения общества к ответственности.
В соответствии со ст. 2 Закона наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением контрольно-кассовой техники.
Согласно ст. 14.5 Кодекса продажа товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение административного штрафа.
В силу п. 3 ст. 2 Закона, подп. "е" п. 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, без применения контрольно-кассовой техники может производиться торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест.
Материалами дела подтверждено, что торговая точка общества находится в гастрономической зоне крытого рынка (договор аренды от 05.12.2006 N 169), представляющего собой здание, электрифицированное, снабженное отоплением, водопроводом, имеющее торговый зал, подсобные помещения, в том числе для хранения товара. Торговое место общества специально обустроено, обеспечивает показ и сохранность реализуемого товара (оснащено прилавком, электрифицировано, имеет специальное холодильное оборудование), поэтому применение контрольно-кассовой техники в данной торговой точке является обязательным. Факт отсутствия контрольно-кассовой техники в торговой точке обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о недоказанности состава вменяемого обществу административного правонарушения является ошибочным.
Однако это не привело к принятию судом неправомерного решения об удовлетворении заявления, поскольку допущенные инспекцией нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности являются достаточным основанием для отмены обжалуемого постановления.
Согласно ст. 28.2 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом данному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Протокол должен быть подписан указанным лицом, а в случае его отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что для составления протокола общество приглашено в инспекцию на 06.02.2007 (л.д. 14), тогда как протокол об административном правонарушении составлен без участия общества 06.03.2007.
Кроме того, из материалов дела следует, что письма от 07.03.2007 N 14-25/2956, 14-25/2957 о назначении рассмотрения дела на 14.03.2007 инспекцией вручены обществу 16.03.2007 (л.д. 27) и 19.03.2007 (л.д. 25) соответственно, что не может являться доказательством о надлежащем извещении общества о времени рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд правомерно сделал вывод о том, что нарушение налоговым органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, носит существенный характер, что является основанием для отмены оспариваемого постановления инспекции.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2007 по делу N А76-4368/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
...
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что для составления протокола общество приглашено в инспекцию на 06.02.2007 (л.д. 14), тогда как протокол об административном правонарушении составлен без участия общества 06.03.2007.
Кроме того, из материалов дела следует, что письма от 07.03.2007 N 14-25/2956, 14-25/2957 о назначении рассмотрения дела на 14.03.2007 инспекцией вручены обществу 16.03.2007 (л.д. 27) и 19.03.2007 (л.д. 25) соответственно, что не может являться доказательством о надлежащем извещении общества о времени рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд правомерно сделал вывод о том, что нарушение налоговым органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, носит существенный характер, что является основанием для отмены оспариваемого постановления инспекции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2007 г. N Ф09-6012/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника