Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 августа 2007 г. N Ф09-6291/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС N 1 по Центральному административному округу г. Омска) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007 по делу N А60-36234/06-С5 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению ИФНС N 1 по Центральному административному округу г. Омска к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга), при участии в деле третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Корона" (далее - общество "Корона"), о признании недействительным решения.
В судебном заседании принял участие представитель ИФНС N 1 по Центральному административному округу г. Омска Приймак В.Н. (доверенность от 24.01.2007 N 03/1086).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ИФНС N 1 по Центральному административному округу г. Омска обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 27.06.2006 N 4466 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Корона".
Решением суда от 15.03.2007 требования ИФНС N 1 по Центральному административному округу г. Омска удовлетворены. Решение ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 27.06.2006 N 4466 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Корона", признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007 указанное решение суда первой инстанции отменено. Производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ИФНС N 1 по Центральному административному округу г. Омска просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права. По мнению заявителя, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества "Корона", произведена с нарушением положений ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 12, 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга вынесено решение от 27.06.2006 N 4466 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Корона", о чем в Едином государственном реестре юридических лиц внесена соответствующая запись под N 2069658184473.
ИФНС N 1 по Центральному административному округу г. Омска, установив факт отсутствия общества "Корона" по месту его регистрации, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 54, 316 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", удовлетворил заявленное требование, указав, что, поскольку общество "Корона" предоставило недостоверные сведения для внесения изменений в учредительные документы, соответствующее решение уполномоченного органа является недействительным.
Отменяя решение суда первой инстанции и прекращая производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено право налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а спор между двумя налоговыми органами, выполняющими регистрационные функции, лишен экономического содержания.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем не требуется отдельного полномочия налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
На основании ч. 2 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, указанные в ч. 1 ст. 33 названного Кодекса, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что споры о государственной регистрации юридических лиц независимо от состава лиц, участвующих в деле, относятся к специальной подведомственности арбитражного суда.
Таким образом, у суда не имелось оснований для прекращения производства по делу.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции о прекращении производства по делу подлежит отмене, дело следует передать для рассмотрения в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2007 по делу N А60-36234/06-С5 отменить, дело направить в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2007 г. N Ф09-6291/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника