Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 августа 2007 г. N Ф09-6571/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Набережные Челны на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2007 по делу N А71-111/2007-А19.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция ФНС России по г. Набережные Челны обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Удмуртской Республике о признании недействительным решения от 02.12.2004 N 1984 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Экспериментально-производственная фирма "СтройТех" (далее - общество "ЭПФ "СтройТех"); обязании ответчика внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Определением суда от 07.03.2007 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2007 определение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция ФНС России по г. Набережные Челны просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, настоящий спор возник в связи с невозможностью осуществления прав заявителя, имеющих экономическое содержание, в связи с чем подведомственен арбитражному суду.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "ЭПФ "СтройТех" обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России N 8 по Удмуртской Республике с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (сведений о местонахождении общества). На основании этого заявления названным регистрирующим органом вынесено решение 02.12.2004 N 1984 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "ЭПФ "СтройТех" и внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц, регистрационное дело направлено в Инспекцию ФНС России по г. Набережные Челны. Последней при проведении проверки установлено, что общество "ЭПФ "СтройТех" по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не находится.
Полагая, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества "ЭПФ "СтройТех", произведена ответчиком неправомерно, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действующим законодательством не предусмотрено право налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а спор между двумя налоговыми органами, возникший по вопросу осуществления государственной регистрации, не носит экономического характера.
Между тем указанный вывод суда является ошибочным.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем не требуется отдельного полномочия налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
На основании ч. 2 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, указанные в ч. 1 ст. 33 названного Кодекса, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что споры о государственной регистрации юридических лиц независимо от состава лиц, участвующих в деле, относятся к специальной подведомственности арбитражного суда.
Таким образом, у суда не имелось оснований для прекращения производства по делу.
На основании изложенного определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2007 подлежат отмене, а дело - передаче для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.03.2007 по делу N А71-111/2007-А19 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2007 по тому же делу отменить.
Дело направить на рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2007 г. N Ф09-6571/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника