Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 августа 2007 г. N Ф09-6562/07 по делу N А60-7571/2007
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Азанова П.А.,
судей Матанцева И.В., Лиходумовой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2007 (резолютивная часть от 21.05.2007) по делу N А60-7571/2007.
В судебном заседании приняли участие представители:
Флеганова Олега Владимировича - Чумак Ю.А. (доверенность от 13.04.2007 зарегистрирована в реестре за N 4-8489);
Инспекция ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга - Андрющенко М.Н., главный государственный налоговый инспектор (доверенность от 04.06.2007 N 15).
Флеганов О.В. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 19.03.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решением суда от 22.05.2007 (резолютивная часть от 21.05.2007) требования заявителя удовлетворены полностью, на регистрирующий орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права (ст. 8, 9, 12, 13 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить. Как указывает заявитель, Флегановым О.В. в документах, предоставленных в регистрирующий орган, содержится недостоверная информация относительно места нахождения юридического лица. Данный факт расценен Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга как непредставление необходимых документов, определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем ею принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 13.03.2007 учредителем общества с ограниченной ответственностью "Пушкина, 1" (далее - общество "Пушкина, 1") Флегановым О.В. в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга поданы документы о государственной регистрации юридического лица.
Решением Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 19.03.2007 в государственной регистрации общества "Пушкина, 1" отказано в связи с непредставлением заявителем необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с названным решением, Флеганов О.В. обратился в суд с требованием о признании его недействительным.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, указал, что Флегановым О.В. при подаче документов в регистрирующий орган соблюдены все требования, определенные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По мнению суда, регистрирующий орган при принятии решения от 19.03.2007, проверяя достоверность сведений, указанных заявителем, превысил свои полномочия.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
При регистрации создаваемого юридического лица вместе с иными документами, определенными Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны (ст. 12 названного Закона).
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению достоверной информации.
Из положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
Вместе с тем учредительными документами общества местом нахождения общества может быть определено место постоянного нахождения органов его управления или основное место его деятельности (п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14 от 09.12.1999).
Из материалов дела видно, что в заявлении, поданном в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, Флеганов О.В. указал адрес места нахождения общества "Пушкина, 1": г. Екатеринбург, ул. Червонная, 48. Этот же адрес указан в Уставе общества, то есть он является адресом места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Однако из имеющегося в материалах дела акта проверки Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 16.03.2007 N 059-16 следует, что по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации, общество "Пушкина, 1" не находится, Флеганов О.В. по нему не зарегистрирован и фактически не проживает, прав на недвижимое имущество по данному адресу не имеет. Кроме того, собственник частного дома по указанному адресу не намерен и не согласен заключать договор аренды с обществом "Пушкина, 1" (л.д. 18).
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд кассационной инстанции полагает, что документы, содержащие сведения, не соответствующие требованиям действующего законодательства, не могут считаться представленными согласно ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем налоговый орган вправе отказать в государственной регистрации создаваемого юридического лица.
При таких обстоятельствах решение Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 19.03.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов принято правомерно (подп. а п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
С учетом изложенного решение суда противоречит действующему законодательству и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, требования Флеганова О.В. о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 19.03.2007 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2007 по делу N А60-7571/2007 отменить.
В удовлетворении заявления Флеганова Олега Владимировича о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Пушкина, 1" - от 19.03.2007, принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, отказать.
Председательствующий |
П.А. Азанов |
Судьи |
И.В. Матанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
Вместе с тем учредительными документами общества местом нахождения общества может быть определено место постоянного нахождения органов его управления или основное место его деятельности (п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14 от 09.12.1999).
...
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд кассационной инстанции полагает, что документы, содержащие сведения, не соответствующие требованиям действующего законодательства, не могут считаться представленными согласно ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем налоговый орган вправе отказать в государственной регистрации создаваемого юридического лица.
При таких обстоятельствах решение Инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 19.03.2007 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов принято правомерно (подп. а п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 августа 2007 г. N Ф09-6562/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6562/07