Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 августа 2007 г. N Ф09-5336/07-С3
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 апреля 2008 г. N 5397/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 января 2008 г. N Ф09-5336/07-С3
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 июля 2007 г. N Ф09-5336/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Лайский комбикормовый завод" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2007 по делу N А60-32142/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Кокшарова С.О. (доверенность от 09.01.2007), Месеча Т.Г. (доверенность от 26.02.2007);
общества - Волкова Ю.С. (доверенность от 17.04.2007 N 3).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным постановления инспекции от 26.07.2006 N 92 о взыскании пеней в сумме 2354627 руб. 25 коп. за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда от 08.02.2007 (резолютивная часть от 07.02.2007) заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое постановление налогового органа признано недействительным в части взыскания пеней в сумме 496843 руб. 27 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным постановления инспекции от 26.07.2006 N 92 в части взыскания пеней в общей сумме 1857561 руб. 11 коп. по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и по налогу на прибыль, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией принято постановление от 26.07.2006 N 92, которым, в частности, за счет имущества налогоплательщика произведено взыскание пеней по НДС в сумме 1606889 руб. 73 коп. и по налогу на прибыль в сумме 250671 руб. 38 коп.
Общество, полагая, что взыскание пеней по НДС в сумме 1606889 руб. 73 коп. и по налогу на прибыль в сумме 250671 руб. 38 коп. произведено инспекцией с нарушением ст. 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку пени начислены на недоимку, возможность взыскания которой утрачена налоговым органом в связи с истечением сроков на ее взыскание в бесспорном и судебном порядках, а также ссылаясь на то, что сумма пеней инспекцией не обоснована, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении требований в этой части, руководствуясь тем, что меры по принудительному взысканию пеней по НДС в сумме 1606889 руб. 73 коп. и по налогу на прибыль в сумме 250671 руб. 38 коп. приняты инспекцией с соблюдением установленного порядка в пределах трехлетнего срока давности взыскания, поскольку их взыскание произведено в связи с вынесением инспекцией решения от 28.04.2006 N 11-26/12889 об отмене реструктуризации кредиторской задолженности общества по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам.
При обжаловании решения суда в апелляционном порядке общество в качестве основания признания оспариваемого постановления инспекции недействительным указало на его несоответствие положениям ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ, поскольку, принимая решение о взыскании пеней, инспекция не исполнила обязанность, установленную указанной нормой.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения, указав при этом на то, что ограничение размера взыскиваемых пеней, установленное ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ, действовало в период с 01.01.1999 до 12.08.1999 и на момент принятия инспекцией решения от 30.11.2001 N 7 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам, утратило силу. Кроме того, суд апелляционной инстанции сослался на то, что размер реструктурируемых сумм налогов и пеней обществом не оспаривался.
Вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном применении норм материального права.
Статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо не взысканные с него к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо взыскиваются с него в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение на суммы уплачиваемых либо взыскиваемых пеней действовало также в период с 01.01.1999 до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18.08.1999.
Ограничение, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ, не связано с моментом совершения действий по уплате либо взысканию пеней, а устанавливает предельный размер пеней, начисленных и подлежащих уплате или взысканию за указанные периоды времени.
Таким образом, пени за несвоевременную уплату НДС и налога на прибыль, начисленные обществу по состоянию на 01.01.1999, подлежали уплате в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным налогам на ту же дату. Пени за несвоевременную уплату НДС и налога на прибыль, начисленные обществу за период с 01.01.1999 по 17.08.1999, подлежали уплате в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным налогам по состоянию на 17.08.1999.
То обстоятельство, что обществом не было оспорено решение инспекции от 30.11.2001 N 7 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам, не лишает его права на судебную защиту в установленном законом порядке. Данное обстоятельство не может являться основанием для отказа обществу в удовлетворении требований, рассмотренных судом апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций является неправильное применение норм материального права.
Поскольку нормы материального права применены судом апелляционной инстанции неправильно, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, не устанавливались, постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции надлежит установить обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, исследовать их и дать им оценку и с учетом установленного разрешить спор.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по делу N А60-32142/06 Арбитражного суда Свердловской области отменить в части отказа в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Лайский комбикормовый завод" о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области от 26.07.2006 N 92 в части взыскания пеней в общей сумме 1857561 руб. 11 коп. по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо не взысканные с него к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо взыскиваются с него в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение на суммы уплачиваемых либо взыскиваемых пеней действовало также в период с 01.01.1999 до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18.08.1999.
Ограничение, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ, не связано с моментом совершения действий по уплате либо взысканию пеней, а устанавливает предельный размер пеней, начисленных и подлежащих уплате или взысканию за указанные периоды времени."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2007 г. N Ф09-5336/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника