Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 августа 2007 г. N Ф09-6718/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.02.2007 по делу N А71-110/2007-А24 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2007 по указанному делу по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике, заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Комплекттехстрой" (далее - общество), о признании недействительным решения о государственной регистрации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в заседание суда не явились.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 23.04.2004 N 487 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Определением суда от 13.02.2007 производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2007 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан просит определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права - ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы, спор подведомственен арбитражному суду, поскольку имеет экономическое содержание, право налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации предусмотрено ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество 20.04.2004 обратилось в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району г. Ижевска Удмуртской Республики с заявлением о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи со сменой места нахождения на г. Набережные Челны, проспект Вахитова, 1/14-4,5 этаж.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району г. Ижевска Удмуртской Республики принято решение от 23.04.2004 N 487 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, считая, что вышеназванное решение является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что п. 14 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено право налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подп.14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения определение суда первой инстанции, указал на то, что спор о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, возник между двумя налоговыми органами по вопросу осуществления государственной регистрации, не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не носит экономического характера, в связи с чем является неподведомственным арбитражному суду.
Указанные выводы судов являются ошибочными.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем не требуется отдельного полномочия налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
На основании ч. 2 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, указанные в ч. 1 ст. 33 названного Кодекса, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что споры о государственной регистрации юридических лиц независимо от состава лиц, участвующих в деле, относятся к специальной подведомственности арбитражного суда.
Таким образом, у суда не имелось оснований для прекращения производства по делу.
Учитывая изложенное, определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, дело следует передать для рассмотрения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.02.2007 по делу N А71-110/2007-А24 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2007 по указанному делу отменить.
Дело передать для рассмотрения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 августа 2007 г. N Ф09-6718/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника