Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 августа 2007 г. N Ф09-6603/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.05.2007 по делу N А47-3333/07.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургстройфин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в проведении зачета в сумме 42457 руб. 21 коп. излишне уплаченной пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в счет платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, и обязании инспекции произвести зачет (возврат) излишне уплаченной обществом пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в счет платежей, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.
Решением суда от 22.05.2007 (резолютивная часть от 21.05.2007) заявленные требования удовлетворены. Действия инспекции, выразившиеся в отказе в проведении зачета в сумме 42457 руб. 21 коп. излишне уплаченной пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в счет платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, признаны незаконными. На инспекцию возложена обязанность произвести зачет (возврат) излишне уплаченной обществом пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в счет платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не обжаловалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом названных ею норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом платежными поручениями от 27.12.2006 N 1084 на сумму 34125 руб. 62 коп., от 22.12.2006 N 1055 на сумму 8331 руб. 59 коп. были перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии.
Данные суммы ошибочно перечислены обществом на неверный код бюджетной классификации (далее - КБК), а именно: вместо КБК 1821002010061000160 был указан КБК 18210202010062000160.
Общество обращалось в инспекцию с письмом от 19.01.2007 об изменении в платежных поручениях неверно указанного КБК и типа платежа.
В письме от 05.02.2007 инспекция отказала обществу в зачете (возврате) излишне уплаченных сумм на том основании, что налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Считая отказ инспекции в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату подлежат и платежи во внебюджетные фонды.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В п. 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Факт переплаты обществом по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в вышеуказанной сумме судом установлен, материалами дела подтвержден и инспекцией не оспаривается.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования, заявленные обществом.
Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Фактические обстоятельства дела судом кассационной инстанции не переоцениваются в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного названный судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.05.2007 по делу N А47-3333/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2007 г. N Ф09-6603/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника