Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 августа 2007 г. N Ф09-7009/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу прокурора г. Полевского (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2007 по делу N А60-7794/07.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Полевское" (далее - общество) - Санников А.С. (доверенность от 20.06.2007 N 37).
Прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 16.05.2007 в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом положений ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Как следует из материалов дела, 07.03.2007 прокуратурой г. Полевского Свердловской области (далее - прокуратура) на основании материалов проверки, проведенной Полевской ветеринарной станцией по борьбе с болезнями животных в феврале-марте 2007 г., выявлен факт нарушения обществом законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. По мнению прокурора, обществом без специального разрешения (лицензии) осуществлялась подлежащая лицензированию предпринимательская деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, как собственного производства, так и производства третьих лиц.
Прокурором 13.04.2007 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, которое направлено в арбитражный суд вместе с материалами проверки и заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1 Кодекса за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 09.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Из смысла ст. 17 Закона следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности - по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что от осуществляемого им основного хозяйственного вида деятельности - производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции - образуются отходы (павшие животные, навоз, отходы животных жиров и т.п.). Согласно ветеринарно-санитарной карточке на биотермические ямы, выданной Главным государственным ветеринарным инспектором г. Полевского Свердловской области, для утилизации отходов обществом с 2004 г. используются две рабочие биотермические ямы, расположенные на окраине г. Полевского и села Косой брод.
Таким образом, отходы образуются как результат производственной деятельности общества. Предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов общество не осуществляет, соответственно прибыли от такой деятельности заинтересованное лицо не получает.
В силу ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Обязанность по доказыванию события правонарушения и виновности лица в его совершении возложена в соответствии со ст. 1.5 Кодекса на административный орган.
Поскольку в нарушение положений ст. 1.5 Кодекса, ст. 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлены доказательства того, что отходы от производственной деятельности общества являются опасными, а также что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, суд правомерно отказал в привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Доводы прокурора, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2007 по делу N А60-7794/07 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора г. Полевского - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный арбитражный суд округа согласился с выводами суда нижестоящей инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований о привлечении организации к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).
Как указал суд кассационной инстанции, в силу положений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды или здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Из смысла вышеуказанных положений следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности - по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В то же время по материалам организация осуществляет в качестве основного хозяйственного вида деятельности производство, переработку, хранение и реализацию продукции, а отходы образуются как результат данной производственной деятельности организации. Предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов организация не осуществляет, соответственно, прибыли от такой деятельности заинтересованное лицо не получает.
Следовательно, привлечение в указанном случае организации к административной ответственности за осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является неправомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2007 г. N Ф09-7009/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника