Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 августа 2007 г. N Ф09-6788/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Магнитогорской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2007 (резолютивная часть от 14.02.2007) по делу N А76-79/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель таможни - Раменский А.Ю. (доверенность от 22.12.2006 N 09-46/34).
Представители индивидуального предпринимателя Павлюченко Лины Евграфовны (далее - предприниматель), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Таможенный орган обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 19.02.2007 (резолютивная часть от 14.02.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) положений ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.12.2006 по заявлению некоммерческого партнерства "Адвокатское бюро "Шевырев и партнеры" таможней проведен осмотр магазина, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, д. 60, принадлежащего предпринимателю. В ходе осмотра таможенным органом установлен факт хранения и продажи в магазине товаров - ярлыков, термонаклеек - с логотипом фирм "Reebok", "Adidas", "Nike", обладающих признаками контрафактности.
По итогам осмотра таможней составлены протоколы изъятия товаров от 07.12.2006, опроса от 07.12.2006 и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.12.2006.
В ходе административного расследования таможней сделаны запросы в представительства фирм "Reebok", "Adidas", "Nike", расположенных на территории Российской Федерации. Предъявленные на исследование образцы товара, реализуемые предпринимателем, признаны контрафактными.
По итогам административного расследования таможней 29.12.2006 составлен протокол N 10510000-0418/2006 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.10 Кодекса. Таможней установлено, что товарные знаки нанесены на товары без лицензионных договоров с правообладателями в нарушение Закона Российской Федерации "О товарных знаках и знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров" и с нарушением прав владельцев товарных знаков.
На основании ст. 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8 Кодекса таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 14.10 Кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что изъятый товар не является предметом, находящимся под таможенным контролем, следовательно, у таможни отсутствуют полномочия на совершение процессуальных действий, предусмотренных Кодексом, в том числе действий по изъятию товаров, а также по составлению протокола об административном правонарушении.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 и 2 ст. 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с положениями гл. 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Помимо случаев, предусмотренных ч. 1 названной статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Задачи и функции таможенных органов определены Таможенным кодексом Российской Федерации, согласно п. 5 ст. 403 которого таможенные органы осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, взимают таможенные платежи, ведут борьбу с административными правонарушениями в сфере таможенного дела, а также в пределах своей компетенции обеспечивают защиту интеллектуальной собственности.
В ст. 366 Таможенного кодекса Российской Федерации определены формы таможенного контроля. На основании ст. 361 Таможенного кодекса Российской Федерации после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном ст. 366-377 данного Кодекса.
В силу ч. 2, 3 ст. 361 указанного Кодекса проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. В случаях и в порядке, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии со ст. 376 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная ревизия как одна из форм таможенного контроля, установленных гл. 35 названного Кодекса, проводится таможенными органами в связи с проверкой факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в данной статье.
Толкование норм указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что установленная Таможенным кодексом Российской Федерации таможенная ревизия как форма таможенного контроля применяется таможенными органами в отношении товаров, ввозимых или ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.
Поскольку таможня в рамках расследования данного административного правонарушения достоверно не установила факты того, что спорные товары, маркированные логотипами фирм - владельцев товарных знаков, были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, оформлены в таможенном отношении, в связи с чем находились под таможенным контролем, и срок такого контроля не превысил одного года, то выводы судов о том, что таможня не имела полномочий на проведение процессуальных действий, установленных Кодексом, в том числе по изъятию товаров и составлению протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.10 Кодекса, и вправе была соответствующую информацию и акт проверки направить полномочному органу, указанному в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса, являются правильными.
Таким образом, протокол, составленный за пределами процессуальных полномочий, установленных Кодексом, не может служить доказательством совершения административного правонарушения, так как получен с нарушением требований закона, и не является основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленной ст. 14.10 Кодекса.
При указанных обстоятельствах суды правильно отказали в удовлетворении заявленных таможней требований о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной ст. 14.10 Кодекса, и обязали таможню возвратить предпринимателю товар, изъятый по акту от 07.12.2006.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2007 (резолютивная часть от 14.02.2007) по делу N А76-79/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Магнитогорской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку таможня в рамках расследования данного административного правонарушения достоверно не установила факты того, что спорные товары, маркированные логотипами фирм - владельцев товарных знаков, были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, оформлены в таможенном отношении, в связи с чем находились под таможенным контролем, и срок такого контроля не превысил одного года, то выводы судов о том, что таможня не имела полномочий на проведение процессуальных действий, установленных Кодексом, в том числе по изъятию товаров и составлению протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.10 Кодекса, и вправе была соответствующую информацию и акт проверки направить полномочному органу, указанному в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса, являются правильными.
Таким образом, протокол, составленный за пределами процессуальных полномочий, установленных Кодексом, не может служить доказательством совершения административного правонарушения, так как получен с нарушением требований закона, и не является основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленной ст. 14.10 Кодекса.
При указанных обстоятельствах суды правильно отказали в удовлетворении заявленных таможней требований о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной ст. 14.10 Кодекса, и обязали таможню возвратить предпринимателю товар, изъятый по акту от 07.12.2006."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 августа 2007 г. N Ф09-6788/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника