Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 августа 2007 г. N Ф09-6983/07-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - инспекция по Железнодорожному району г. Новосибирска) на определение Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2007 по делу N А60-1955/07-С6 по заявлению инспекции по Железнодорожному району г. Новосибирска к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Свердловской области (далее - инспекция N 15 по Свердловской области) о признании недействительной государственной регистрации; третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "РИО-пак" (далее - общество "РИО-пак").
В судебном заседании принял участие представитель инспекции N 15 по Свердловской области - Толкачев О.А. (доверенность от 05.03.2007 N 12).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция по Железнодорожному району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции N 15 по Свердловской области о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Партнер" (далее - общество "Бизнес-Партнер") от 08.02.2006: в сведения об организационно-правовой форме, наименовании и адресе юридического лица - общества "РИО-пак", за номером 2069620001317.
Определением суда от 27.04.2007 производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция по Железнодорожному району г. Новосибирска просит определение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества "Бизнес-Партнер", произведена с нарушением положений ст. 5, 8, 9, 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 82, 83 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве, представленном на кассационную жалобу, инспекция N 15 по Свердловской области указывает, что определение суда о прекращении производства по делу является законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, на основании заявления общества "Бизнес-Партнер" 08.02.2006 инспекцией N 15 по Свердловской области произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества "Бизнес-Партнер" и касающихся сведений об организационно-правовой форме, наименовании, адресе (местонахождении) юридического лица - общества "РИО-пак", о чем в Едином государственном реестре юридических лиц внесена соответствующая запись под номером 2069620001317, после чего регистрационное дело общества "Бизнес-Партнер" направлено для постановки на учет в инспекцию по Железнодорожному району г. Новосибирска (п. 4 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Инспекция по Железнодорожному району г. Новосибирска, установив факт отсутствия общества "РИО-пак" по месту его регистрации, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанной регистрации, произведенной инспекцией N 15 по Свердловской области.
Прекращая производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрено право налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а спор между двумя налоговыми органами, выполняющими регистрационные функции, лишен экономического содержания.
Указанные выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в арбитражный суд.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Таким образом, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является составной частью понятия государственной регистрации юридических лиц, в связи с чем не требуется отдельного полномочия налогового органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
На основании ч. 2 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, указанные в ч. 1 ст. 33 названного Кодекса, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
Системное толкование вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что споры о государственной регистрации юридических лиц независимо от состава лиц, участвующих в деле, относятся к специальной подведомственности арбитражного суда.
Таким образом, у суда не имелось оснований для прекращения производства по делу.
С учетом изложенного определение о прекращении производства по делу подлежит отмене, дело - направлению для рассмотрения в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 27.04.2007 по делу N А60-1955/07-С6 отменить.
Дело направить на рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 августа 2007 г. N Ф09-6983/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника