Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 сентября 2007 г. N Ф09-7154/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туристическая компания "Финистр-трэвел" (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2007 по делу N А50-4787/07 Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Онучин А.Н. (доверенность от 20.07.2007 б/н);
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее - управление) - Андриевский С.В. (доверенность от 26.01.2007).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 12.04.2007 N 57-07/12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 120000 руб.
Решением суда от 04.05.2007 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2007 решение суда отменено. В удовлетворении требований общества отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки общества по вопросам соблюдения нормативных актов валютного законодательства Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - инспекция) установлен факт несоблюдения обществом порядка и сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2007 N 92п.
Материалы проверки направлены инспекцией в управление.
По результатам рассмотрения названных материалов, управлением вынесено постановление от 12.04.2007 N 57-07/12 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 120000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования и отменяя спорное постановление, суд первой инстанции исходил из недоказанности управлением наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав на то, что пятнадцатидневный срок, в течение которого общество обязано было представить подтверждающие документы в банк паспорта сделки, начинает исчисляться после окончания месяца, в котором обществу был выставлен инвойс иностранным партнером.
Вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным.
Согласно п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 Закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктами 2.1, 2.2 положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение) установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
В соответствии с п. 2.4 Положения резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в п. 2.2 данного Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет применение административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Из материалов дела следует, что 01.05.2004 общество заключило агентский договор N 0501/01 с нерезидентом - компанией "ANEXTUR" (Турция; далее - контрагент) - по реализации на российском рынке туристского продукта (комплекс услуг по размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги).
Паспорт сделки N 05030002/02/0249/0000/4/0 на сумму 700000 долларов США открыт в открытом акционерном обществе "Коммерческий банк "Уральский-финансовый дом", переоформлен 03.05.2006.
По данному договору контрагентом обществу были выставлены инвойсы 29.03.2006 на сумму 2454 долларов США, 29.04.2006 - на сумму 1334 долларов США, 18.05.2006 - на суммы 1556 и 2529 долларов США, 22.05.2006 - на суммы 2494, 1356, 2266, 748 и 5050 долларов США, 23.05.2006 - на сумму 1174 долларов США, 25.05.2006 - на суммы 2764 и 4240 долларов США, 26.05.2006 - на сумму 4704 долларов в США.
Перечисление денежных средств, вырученных за реализацию туристского продукта, произведено обществом контрагенту 19.05.2006 в сумме 11774 долларов США, 19.06.2006 в сумме 26831 долларов США и 30.06.2006 в сумме 33121 долларов США. Подтверждающие документы по совершенным валютным операциям представлены обществом в уполномоченный банк соответственно 19.05.2006, 19.06.2006 и 30.06.2006.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обществом не соблюден порядок представления форм учета и отчетности по осуществленным валютным операциям, поскольку указанные документы в уполномоченный банк представлены с нарушением установленного срока, который следует исчислять с даты выставления инвойсов.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, с учетом положений ст. 1, 9, 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условий заключенного обществом агентского договора оказание обществом услуги контрагенту по реализации туристского продукта по агентскому договору считается оказанной с момента перечисления обществом контрагенту денежных средств, то есть фактической реализации туристского продукта.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о соблюдении обществом сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям и, соответственно, отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Вместе с тем правильным является вывод суда апелляционной инстанции о наличии у инспекции полномочий на составление протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 1.7 Кодекса производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
В силу ч. 2 п. 80 ст. 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 Кодекса, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также система контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и данным Законом (ст. 6 названного Закона).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Компетенция определена п. 5.1.5 данного Положения, согласно которому Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
Таким образом, инспекцией правомерно в отношении общества проведена проверка и составлен протокол об административном правонарушении.
Однако, поскольку суд первой инстанции, установив отсутствие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, правомерно отменил спорное постановление управления, постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2007 по делу N А50-4787/07 отменить.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04.05.2007 по тому же делу оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Компетенция определена п. 5.1.5 данного Положения, согласно которому Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
Таким образом, инспекцией правомерно в отношении общества проведена проверка и составлен протокол об административном правонарушении.
Однако, поскольку суд первой инстанции, установив отсутствие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, правомерно отменил спорное постановление управления, постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2007 г. N Ф09-7154/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника