Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 сентября 2007 г. N Ф09-7263/07-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - учреждение культуры) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2007 (резолютивная часть от 12.04.2007) по делу N А60-274/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняла участие представитель учреждения культуры - Левина А.М. (доверенность от 15.12.2006 N 98д).
Учреждение культуры обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному учреждению культуры "Муниципальное объединение библиотек г. Екатеринбурга" (далее - объединение библиотек) о взыскании 58727968 руб. 81 коп. неосновательного обогащения за период с 21.06.2002 по 08.12.2006 за пользование объектом недвижимости "Усадьба Давыдовых, 1-я половина XIX века", расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чапаева, д. 5, литера А, В, Д, К, и 28884506 руб. 74 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 17.04.2007 (резолютивная часть от 12.04.2007) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение культуры просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению истца, у него возникло право оперативного управления, поскольку решение о передаче объекта в оперативное управление принято уполномоченным органом, сторонами подписан акт приема-передачи и право зарегистрировано в установленном законом порядке. Фактической же передачи не произошло по вине ответчика, так как он уклонялся от передачи спорного объекта истцу. Поскольку у истца возникло право собственности, вывод судов о том, что он не является заинтересованным лицом (ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), ошибочен.
Как установлено судами, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике" в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, включен объект, расположенный по адресу: г. Свердловск, ул. Чапаева, 5 (усадьба Давыдовых, 1-я половина XIX века).
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения.
В силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (п. 3 приложения 1) объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, являются исключительно федеральной собственностью.
Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 данные полномочия делегированы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.
Распоряжением от 25.12.2001 N 12/3699 Минкультуры России и Минимущества России памятник истории и культуры федерального значения "Усадьба Давыдовых, 1-я половина XIX века" закреплен на праве оперативного управления за учреждением культуры.
Полагая, что объединение библиотек без законных оснований пользуется указанным недвижимым имуществом, учреждение культуры обратилось в арбитражный суд с иском.
Суды, отказывая в удовлетворении требований учреждении культуры, правомерно исходили из следующего.
На основании ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом возникает у учреждения с момента передачи имущества. Кроме этого, если на праве оперативного управления передается недвижимое имущество, в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации такое право подлежит государственной регистрации.
Следовательно, возникновение права оперативного управления в отношении недвижимого имущества связано с наличием двух юридических фактов: передачи имущества и государственной регистрации права оперативного управления.
В подтверждение права оперативного управления на спорное имущество учреждением культуры представлены свидетельства о государственной регистрации права.
При этом доказательств фактической передачи собственником имущества в оперативное управление учреждению культуры материалы дела на содержат.
Судами установлено, что спорный объект недвижимости был передан объединению библиотек в соответствии с решением Исполкома Свердловского городского Совета депутатов трудящихся от 10.06.1970 N 303 для размещения Центральной городской библиотеки имени Герцена. Доказательств освобождения объединением библиотек спорных помещений также не имеется.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что право оперативного управления у учреждения культуры не возникало.
Таким образом, суды правомерно признали, что основания для удовлетворения требований учреждения культуры о взыскании с объединения библиотек неосновательного обогащения и процентов отсутствуют, поскольку учреждение культуры не является лицом, за счет которого неосновательно обогатилось объединение библиотек вследствие невнесения арендных платежей за пользование спорным недвижимым имуществом.
Довод учреждения культуры о том, что у него возникло право оперативного управления на спорное имущество, направлен на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2007 (резолютивная часть от 12.04.2007) по делу N А60-274/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (п. 3 приложения 1) объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, являются исключительно федеральной собственностью.
Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 данные полномочия делегированы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.
...
На основании ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом возникает у учреждения с момента передачи имущества. Кроме этого, если на праве оперативного управления передается недвижимое имущество, в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации такое право подлежит государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2007 г. N Ф09-7263/07-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника