Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7112/07-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 14510/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице отделения по г. Озерску УФК по Челябинской области (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2007 по делу N А76-740/2007 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖРЭЦ-4" (далее - ООО "ЖРЭЦ-4") к Минфину России, Министерству финансов Челябинской области, третье лицо - Управление социальной защиты населения г. Озерска, о взыскании 63507 руб. 70 коп.
В судебном заседании принял участие представитель ООО "ЖРЭЦ-4" - Базуева Е.Н. (доверенность от 09.02.2007 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ООО "ЖРЭЦ-4" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Минфину России, Министерству финансов Челябинской области, третье лицо - Управление социальной защиты населения г. Озерска, о взыскании 63507 руб. 70 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот.
До вынесения решения истец уточнил размер исковых требований и просил взыскать с Минфина России 103570 руб. 70 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот.
Решением суда от 04.06.2007 взыскано с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "ЖРЭЦ-4" 103570 руб. 70 коп. убытков. В иске к Министерству Финансов Челябинской области отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит решение отменить и принять новый судебный акт. Как полагает заявитель, истцом не доказан факт предоставления льгот, размер причиненных убытков, наличие причинно-следственной связи между наступившими последствиями и действиями (бездействием) ответчика.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период с марта 2006 г. по март 2007 г. в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставил гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 103570 руб. 70 коп. (НДС исключен из суммы убытков).
Поскольку расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, не были возмещены в полном объеме, ООО "ЖРЭЦ-4" обратилось в арбитражный суд с данным иском.
Взыскивая убытки в размере 103570 руб. 70 коп. с Минфина России за счет казны Российской Федерации, суд установил недостаточность средств, выделенных федеральным бюджетом в виде субвенций областному бюджету для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Таким образом, неправомерное поведение Российской Федерации в результате неисполнения ею обязательства по компенсации установленных названными федеральными законами льгот отдельным категориям граждан причинило ООО "ЖРЭЦ-4" убытки.
Вывод суда является правильным и соответствует материалам дела.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 1, 2 названного Закона, в том числе и членам их семей, проживающим с ними, предоставляется льгота в размере 50 процентов оплаты за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо п. 1, 2 названного Закона имеется в виду п. 1, 2 ст. 13 названного Закона
Фактическое предоставление истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде 50 процентов скидки в указанный период подтверждено материалами дела (т. 1 л.д. 55-122, т. 2 л.д. 14-64, т. 1 л.д. 51-54, т. 2 л.д. 65-69).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в спорный период из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств в бюджет Челябинской области для возмещения расходов, связанных с реализацией Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку при формировании профицитного федерального бюджета на соответствующий год не было предусмотрено выделение средств на данные цели в достаточном количестве.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Российская Федерация, установив Федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льготы в виде 50-процентной скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этой льготы за счет средств федерального бюджета.
Исходя из изложенного суд правомерно взыскал с Минфина России за счет казны Российской Федерации убытки, причиненные в результате недостаточного возмещения расходов, понесенных ООО "ЖРЭЦ-4" в связи с предоставлением льгот соответствующим категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Доводы Минфина России, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку сводятся лишь к переоценке установленных судом обстоятельств и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Обжалуемый судебный акт является законным, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка.
Вместе с тем вывод суда о том, что ответчик освобожден от уплаты госпошлины, является неправильным, поскольку противоречит подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, но, поскольку уплаченная госпошлина в сумме 3845 руб. 23 коп. возвращена истцу из доходов бюджета Российской Федерации, указанный вывод не привел к неправильному решению.
Нарушений и неправильного применения норм материального права и норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2007 по делу N А76-740/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице отделения по г. Озерску УФК по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в спорный период из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств в бюджет Челябинской области для возмещения расходов, связанных с реализацией Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку при формировании профицитного федерального бюджета на соответствующий год не было предусмотрено выделение средств на данные цели в достаточном количестве.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Российская Федерация, установив Федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льготы в виде 50-процентной скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этой льготы за счет средств федерального бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7112/07-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника