Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7061/07-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу прокурора г. Полевского (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2007 по делу N А60-7786/07.
В судебном заседании приняли участие:
представитель главы крестьянского хозяйства Аникьева Анатолия Владимировича (далее - хозяйство) - Аникьев А.А. (паспорт 65 03 442306 выдан 36.09.2002 Отделением милиции Полевского ГОВД Свердловской области, Устав хозяйства);
представитель прокурора - Мирошниченко М.Н. (удостоверение N 122846).
Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении хозяйства к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 15.05.2007 в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано. Суд ограничился устным замечанием хозяйству.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом положений ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Как следует из материалов дела, 07.03.2007 прокуратурой г. Полевского Свердловской области на основании материалов проверки, проведенной Полевской ветеринарной станцией по борьбе с болезнями животных, выявлен факт нарушения хозяйством законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности: хозяйством без специального разрешения (лицензии) осуществлялась подлежащая лицензированию предпринимательская деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов как собственного производства, так и производства третьих лиц.
Прокурором 16.04.2007 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, которое направлено в арбитражный суд вместе с материалами проверки и заявлением о привлечении хозяйства к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1 Кодекса за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Выводы суда о наличии в действиях хозяйства состава административного правонарушения являются недостаточно обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, серии 66 N 000390169 хозяйство является юридическим лицом.
В силу подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 09.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 128-ФЗ следует читать как "08.08.2001"
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Из смысла ст. 17 Закона следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Из материалов дела видно и хозяйством не оспаривается, что от осуществляемого им основного хозяйственного вида деятельности - производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции - образуются отходы (павшие животные, навоз, отходы животных жиров и т.п.). Согласно ветеринарно-санитарной карточке на биотермические ямы, выданной Главным государственным ветеринарным инспектором г. Полевского Свердловской области, для утилизации отходов хозяйством с 2004 г. используются две биотермические ямы, одна из которых в настоящее время находится на консервации.
Таким образом, отходы образуются как результат основной производственной деятельности хозяйства. Предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов хозяйство не осуществляет, соответственно прибыли от такой деятельности заинтересованное лицо не получает.
В силу ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Обязанность по доказыванию события правонарушения и виновности лица в его совершении возложена в соответствии со ст. 1.5 Кодекса на административный орган.
Между тем в нарушение положений ст. 1.5 Кодекса, ст. 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурором в материалы дела не представлены доказательства того, что хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Следовательно, вывод суда о наличии в действиях хозяйства события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, является необоснованным.
Вместе с тем решение суда подлежит оставлению без изменения, поскольку суд правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования прокурора о привлечении хозяйства к административной ответственности.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2007 по делу N А60-7786/07 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Обязанность по доказыванию события правонарушения и виновности лица в его совершении возложена в соответствии со ст. 1.5 Кодекса на административный орган.
Между тем в нарушение положений ст. 1.5 Кодекса, ст. 65, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурором в материалы дела не представлены доказательства того, что хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Следовательно, вывод суда о наличии в действиях хозяйства события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, является необоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7061/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника